21 ноября в Доме России в Торжке открылась совместная выставка «Высшая проба. Золотное шитье в кино» Музея кино и ВИЭМ
21/11/2024
На примере фондовых предметов двух музеев выставка рассказывает о технологии и истории промысла, а также его отражении в кинематографе. Среди жемчужин экспозиции - камергерский мундир Алексея Каренина, парадная форма Вронского и костюмы из фильма «Сибирский цирюльник». Всего на выставке представлен 41 экспонат из фондов Центрального музея кино, а также уникальные образцы золотного шитья из фондов ВИЭМ.
История Торжка тесно связана с историей кино и золотошвейным промыслом. Город является одним из самых «кинематографичных» в России. Торжокские мастера золотного шитья неоднократно принимали заказы на пошив одежды для киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм», а также для многочисленных театральных постановок.
«Мы не первый раз проводим выставки, связанные и с золотным шитьем, и с темой кинематографа. Такие выставки позволяют гордиться красотой нашего старинного города, и стараемся, чтобы это ощущение передалось и гостям Торжка, и зрителям русского кино. Сотрудничество с Музеем кино позволяет открыть новую грань старинного искусства», - отметила директор ВИЭМ Ирина Жукова.
«Золотное шитье появляется на экране обычно в кульминационные моменты сюжета. Встреча на балу, смотр войск, приём у императрицы... Конечно, фильмы, в которых оно используется, преимущественно исторического профиля. Один из залов посвящен работе над фильмом «Русский бунт», по мотивам пушкинской «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». Здесь можно увидеть редкие эскизы, проследить, как художник прорабатывает образ персонажа, примеряет его на актёра, погружается в эпоху», - рассказала Светлана Кирьянова, главный хранитель фондов Музея кино.
Также на открытии выставки Светлана Кирьянова поделилась секретами реставрации кинокостюмов. Подчеркнула, насколько важна историческая точность: любые упущения сразу будут замечены критиками. Но при этом, не каждый роскошный мундир или бальное платье, сияющие на экране, действительно расшиты по старинной технологии. Иногда используется имитация. Ведь актёр зачастую проводит в сценическом наряде целый день, и не менее важно сделать костюм лёгким и удобным для многочасовой работы. Тогда художник использует галун, золоченый шнур и другие материалы. Но, безусловно, в основе таких решений - скрупулезное изучение исторических образцов.