25 ноября в Москве откроется выставка Музея кино «Собиратели земель русских»

21/11/2024

Выставка посвящена трем правителям, сыгравшим поворотную роль в формировании современной карты России: Ивану Грозному, Петру Первому, Екатерине Великой. Выставочный проект раскроет через кино и контекст перечисленных деятелей как собирателей русских земель, самодержцев, связанных с образом могучей Империи. 

Среди предметов будут представлены костюмные комплексы из фильмов «Иван Грозный» (1944–1945), «Юность Петра» (1980), «Русский бунт» (1999) и работы российского художника по костюмам Дмитрия Андреева, а также эскизы декораций и костюмов к перечисленным фильмам, фотографии съёмочного процесса и другие материалы из фондов Музея кино. Проекции в пространстве выставочных залов с кинофрагментами, звуками и шумами создадут эффект движущегося, пластичного пространства, отвечающего динамической природе кинематографа. А интерактивные исторические карты покажут, как менялась территория России при разных правителях. 

«Выставка ставит задачей провести параллели между кинообразами правителей и реальными историческими личностями — только так можно определить, где создатели фильмов полагались на точность, а где переосмысляли историю с художественной точки зрения», — говорит директор Музея кино Лариса Баженова. 

«Выставка ответит на вопросы о том, при помощи каких средств и приемов киноязыка кинематографисты переносят на экран исторические события. И насколько художественная интерпретация и образы больших исторических деятелей расходятся с конкретными историческими фактами, насколько эти допущения и трактовки целесообразны в игровом кино», — подчеркивает куратор выставки, научный сотрудник выставочного отдела Музея кино Никита Котик. 

Экспозиционное пространство будет логично поделено на три основных зоны: Петр Первый (морская тематика и флот, дворцы), Екатерина Великая (дворцы, эпоха Просвещения, русская зима) и Иван Грозный (царские палаты). 

Личность Петра Великого — создателя регулярного российского военно-морского флота — раскроется, прежде всего, через морской антураж. В этом разделе будут представлены плакаты, эскизы и рабочие моменты съемок фильмов «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980, реж. Сергей Герасимов), «Петр Первый» (1937–1938, реж. Владимир Петров). Студенческие костюмы для фильма «Юность Петра» и воссозданная атмосфера шумной верфи помогут погрузиться в пространство фильмов о первом российском императоре. 

Связующим фильмом между разделами о Петре I и Екатерине II станет фильм «Адмирал Ушаков» (1952, реж. Михаил Ромм) с несколькими эскизами на морскую тематику. Центральным фильмом раздела станет экранизация пушкинской «Капитанской дочки» — «Русский бунт» (1999, реж. Александр Прошкин) с обилием костюмов, эскизов к ним и фотографий рабочих съемок — преимущественно в зимнем антураже. Другой фильм раздела — «Михайло Ломоносов» (1986, реж. Александр Прошкин), раскрывает екатерининскую эпоху через образование и Просвещение, непреложные символы, знаменующие царствование Екатерины Великой. 

Заключительный и кульминационный, объединяющий героев воедино раздел выставки посвящен двум фильмам об Иване Грозном — великой дилогии Сергея Эйзенштейна (1945) и проекту Ивана Пырьева (1953), который так и не был снят. Кинообразы Ивана Грозного для многих зрителей равнозначны самому архетипу Царя — властвующего самодержца, жестко определяющего путь государства. На восприятие сработало визуальное воплощение образа государя из фильмов и театральных постановок. Эскизы этих костюмов и декораций будут представлены на выставке, как и костюмы к фильму Сергея Эйзенштейна. 

Выставка откроет двери для широкого зрителя 26 ноября и будет доступна для посещения до 23 марта 2025 года.