Киносеансы с 9 по 12 ноября 2017 года

07/11/2017

События октября 1917-го имели, по крайней мере, одно положительное последствие: они послужили вынужденной основой для множества хороших, очень хороших и просто замечательных советских кинокартин. Нечто подобное, кстати, в свое время испытало европейское изобразительное искусство. Художники и скульпторы, из века в век воспроизводившие канонический набор библейских и евангельских сюжетов, задумывались уже не над историей, но над ракурсом ее подачи. Кого-то, как сейчас принято выражаться, «цепляла» трагедийная суть происходящего. Кто-то, напротив, старался превратить его в забавную жанровую сценку, любуясь второстепенными комическими персонажами. Ну, а кто-то и вообще не заморачивался сюжетикой, сосредоточившись на невиданных ракурсах, колористических сочетаниях и светотенях… Вот и нам захотелось разделить советские ленты о революции и гражданской войне на такие вот (конечно, достаточно условные) категории.


«1917-2017: Комедии революции»

… Вспоминается, как в начале 90-х привезли сдавать на телеканал «Россия» приобретенную им для показа «Комедию строгого режима»: на первых же минутах киноредакция в полном составе ушла от хохота под стулья, да там до конца просмотра и оставалась. (Редкий, кстати, случай: вольная экранизация одной из новелл довлатовской «Зоны» - о том, как силами заключенных в честь 100-летия Ильича ставится «революционная пьеса» - оказалась едва ли не увлекательней первоисточника.) Помнится, и последующее недоумение главы редакции: зачем указывать в анонсе пусть и блистательно сыгравшего главную роль «какого-то там» Виктора Сухорукова…

Зал имени Дзиги Вертова

10 ноября в 17 часов
«Комедия строгого режима», реж.В.Студенников, М.Григорьев, кинокомпания «Игрис», 1993 г.


«1917-2017: Трагедии революции»

Снимавшиеся в преддверии 50-летия Октября «В огне брода нет» и «Шестое июля» единит совсем не юбилейный вопрос: почему? Почему у Габриловича и Панфилова обречены на уничтожение «прекрасным новым миром» странная и прекрасная Таня Теткина и ее рисунки? Почему у Шатрова и Карасика попытка построить такой вот мир завершается остервенелой братоубийственной грызней бывших соратников? Да и в сделанном чуть ранее полнометражном дебюте Андрея Кончаловского «Первый учитель» «раскаленная реальность» нового мира напрочь выжигает то единственное, что могло бы сделать его действительно прекрасным: любовь героев.

Зал имени Дзиги Вертова

9 ноября в 17 часов
«В огне брода нет», реж. Г.Панфилов, Ленфильм, 1967

Зал имени Андрея Тарковского

10 ноября в 16 часов
«Шестое июля», реж. Ю.Карасик, Мосфильм, 1968 г.

11 ноября в 16.00
«Первый учитель», реж.А.Кончаловский, Мосфильм, 1965 г.


«1917-2017: Революция как артхаус»

Зато тогда же снятый фильм «Ленин в Польше» главного эстета советского кинематографа Сергея Юткевича озабочен исключительно формальной стороной вопроса. Размышления сидящего в польской тюрьме вождя мирового пролетариата – лишь повод для действительно авангардных сюжетных, изобразительных и монтажных построений.

Демонстрация сенсационно восстановленной Госфильмофондом копии «Первороссиян» оказалась едва ли не главным событием фестиваля архивного кино «Белые Столбы-2007», потрясшим умы даже искушенных киноманов. Еще бы: долгие десятилетия, это уникальное по своей красоте творение режиссера Евгения Шифферса и художника Михаила Щеглова существовало лишь в виде груды невоспроизводимой в современных реалиях широкоформатной кинопленки…

Зал имени Андрея Тарковского

9 ноября в 16 часов 
«Первороссияне», реж.А.Иванов, Е.Шифферс, Ленфильм, 1967 г.

12 ноября в 16 часов 
«Ленин в Польше», реж.С.Ютеквич, совместное производство Мосфильм и «Студио» (Варшава), 1965 г.


«В честь Мастера: К 95-летию Анатолия Папанова»

Режиссерская карьера блистательного актера Эраста Гарина закончилась так же, как и началась: скандалом. С той только разницей, что его экранная версия гоголевской «Женитьбы» была в 1936-м запрещена окончательно и бесповоротно, а сделанная тридцатью годами позже сатирическая кинокомедия «Веселые расплюевские дни» - экранизация знаменитой пьесы Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» - после двух лет разбирательств и проволочек до экранов все-таки добралась.

Зал имени Дзиги Вертова

12 ноября в 15 часов
"Веселые расплюевские дни", реж.Э.Гарин, киностудия им. Горького, 1966


«В честь Мастера: К 70-летию Бориса Фрумина»

Лучшие ленты этого истинного по духу ленфильмовца не просто озабочены демонстрацией жизни, как она есть; всякий раз они еще и вступают в полемику с устоявшимися киномифами той же тематики. Таков и самый известный, пожалуй, его фильм - «Дневник директора школы» с блистательным соло Олега Борисова: документально жесткая исповедь героя становится полностью внятной лишь в контексте благостного советского «школьного» киномира.

Зал имени Дзиги Вертова

11 ноября в 15 часов

"Дневник директора школы", реж.Б.Фрумин, Ленфильм, 1975 г.


«Всё, что вы хотели знать об Анне»

Эту Бог знает какую по счету версию знаменитого толстовского романа стоит посмотреть хотя бы из любопытства: интересно, а какая Каренина получилась из звезды «Пиратов Карибского моря» Киры Найтли? (Для продвинутых же кинозрителей отметим: в авторах сценария – прославленный британский драматург Том Стоппард.)

Зал имени Дзиги Вертова

11 ноября в 17.00
Анна Каренина», реж. Д.Райт. В роли Анны Карениной — Кира Найтли, производство компании Universal Pictures, 2012 г.

12 ноября в 17.00
«Анна Каренина», реж. Д.Райт. В роли Анны Карениной — Кира Найтли, производство компании Universal Pictures, 2012 г.


«Музей кино  детям»

А вот детям ли? Ну уж, во всяком случае, не только им. И даже не их родителям – а бабушкам и дедушкам. Как не посмотреть вновь на большом экране любимый фильм своего детства – «Сказку о потерянном времени»? (С высоты возраста оценив заодно изящество литературной первоосновы Евгения Шварца.)

Зал имени Дзиги Вертова

11 ноября в 13 часов 
«Сказка о потерянном времени» , реж. А.Птушко, Мосфильм, 1964 г.