«Мировые кинофестивали в эпоху пандемии» |
|
|
4/02/2021 — 31/12/2025
|
4/02/2021 — 31/12/2025
|
|
2020 год внёс огромное количество перемен в нашу жизнь и в устоявшийся порядок вещей. Мировые кинофестивали и кинорынки не стали исключением. О том какие изменения претерпела за минувший год кинофестивальная сфера рассказывает Ольга Артемьева - куратор программ короткометражного кино ММКФ, специалист отдела кинопрограмм Государственного центрального музея кино:
«С наступлением февраля особенно четко проявилась зияющая дыра в установленном порядке международного кинофестивального движения – этот февраль киноиндустрия проведет без Берлинского фестиваля. Вернее, он, конечно, вроде как есть, но не совсем - что-то, вроде Берлинале Шредингера. Избранные фильмы в более-менее привычном фестивальном формате планируется показать летом этого года, а с 1 по 5 марта пройдет примыкающий к Берлинале EFM, Европейский кинорынок. Формат рынка, с которым долго не могли определиться, поначалу был озвучен как гибридный – уже опробованный на нескольких других крупных киномероприятиях (например, на фестивале в Торонто). Предполагалось, что традиционная для EFM площадка сможет принять ограниченное количество энтузиастов, но эпидемиологическая обстановка в Берлине окончательно склонила кинорынок к онлайну. В дополнение к диджитал-рынку специальные рыночные хабы для тех, кто не может приехать в Берлин, будут организованы в Токио, Мельбурне, Сан Паоло и Мехико.
Примечательно, что в феврале 2020-го именно Берлинале стал последним из крупнейших кинофестивалей и рынков, проведенных в классическом формате без всяких поправок – без ограничений и специальной рассадки. Единственным, что напоминало о подступающей пандемии, были обильно расставленные по территории всех основных площадок антисептики, ну и прозорливый отказ некоторых участников мероприятия пожимать руки. Далее привычный кинофестивальный цикл по понятным причинам подвергся переосмыслению. С апреля на октябрь переехал ММКФ (благодаря чему оказался в числе везучих фестивалей, которые смогли быть проведены в физическом формате); Кинотавр тоже сменил даты, но случился. Упиравшийся до последнего Каннский фестиваль объявил программу, кинорынок Marché du Film прошел полностью в онлайне в конце июня, а выборочные фестивальные показы были проведены в конце октября (в результате такой занятной перетасовки, например, короткометражный египетский фильм Самеха Алаа «Боюсь забыть твое лицо» успел получить Серебренного Георгия до Золотой пальмовой ветви). Венецианский кинофестиваль состоялся, но с понятными ограничениями.
Весь опыт последнего года в контексте фестивального движения, при всей разнице подходов, довольно очевидно показывает одно: при всем удобстве, современности и необходимости внедрения диджитал-формата, очевидно, что этот процесс не может быть решен формальным переносим привычного опыта в онлайн. Магистральный момент, который хором отмечают различные представители индустрии: проведение встреч, переговоров и налаживания контактов в зуме, скайпе или на специально созданных для мероприятий платформах, требует от участников процесса принципиально иных навыков общения, чем в обычной, не виртуальной реальности. Это другие скорости, другая энергетика и другое дыхание, требующие адаптации привычного опыта. Второй момент связан с тем, что и кинофестивали, и кинорынки являются мероприятиями, в обязательном порядке старающимися учесть интересы всех сторон процесса, что в практическом и техническом смысле при переходе в онлайн создает мириады возможностей для разнообразной путаницы о правилах и ограничениях. Так, например, участникам онлайн питчинга пришлось серьезно поломать голову не только над использованием не самой совершенной платформы, предложенной организаторами для встреч, но и над самим принципом назначения этих встреч и формирования графика. Сейчас к концу как раз подходит проводимый в онлайн кинофестиваль Сандэнс. В прошлом январе его еще рискнули провести в физическом формате, за что организаторы впоследствии подверглись критике в связи с предположениями, что визит в Юту стал отправной точкой для распространения вируса среди многих работников киноиндустрии. Онлайн-Сандэнс 2021 в итоге оказался одним из самых внятных и успешных примеров переноса кинофестивалей в диджитал за отчетный период. Организаторы разработали максимально понятную систему просмотров, доступных не только для аккредитованных участников, но и для зрителей по билетам – в ней были учтены в том числе различные региональные ограничения правообладателей, поэтому не все программы были доступны для просмотра в любой географической точке, но все эти моменты были заранее и довольно очевидно обозначены.
Еще один безусловный момент относится непосредственно к практическому кинофестивальному опыту и особенностям восприятия, которое формируется в рамках массовых, коллективных просмотров. Кто-то скучает по прежнему формату фестивалей как по мероприятиям, формирующим общую кинематографическую повестку. Кто-то – просто по классическому опыту фестивальных просмотров в кинотеатре. Решение этой задачки в текущих обстоятельствах приобретает порой неожиданные формы, но в общем, происходит довольно интересно. Так фестиваль в Гётеборге организовал специальный конкурс (нужно было рассказать о себе и своих отношениях с кино), в качестве приза – неделя индивидуального проживания на маяке и фестивальных просмотров, отвечающих таким образом нормам социальной дистанции. Единственное условие – вести и делиться видео-дневником впечатлений от просмотренного – ну собственно, как часто и бывает на традиционных фестивалях. Гётеборг, кстати, в принципе фестиваль, не стесняющихся любопытных опытов с форматом просмотра: так в 2019 году фестиваль организовал специальный показ фантастического фильма Пеллы Когерман и Хюго Лиа «Аниара» в гробах – таким образом, организаторы пытались создать своего рода иммерсивный опыт для зрителей, погружая их в особый герметичный мир картины. Смех смехом, но очевидно, что различных экспериментов с форматом в ближайшее время будет все больше, какие-то, возможно, даже останутся с нами в пока загадочном фестивальном будущем».
12+