«Каток и скрипка» (1960, реж. А. Тарковский)


Читайте и смотрите онлайн!

31/01 — 31/12/2021


Читайте и смотрите онлайн!

31/01 — 31/12/2021
Рубрика «Ты помнишь, как всё начиналось…»
В рамках совместного проекта Музея кино и Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова, киновед Дмитрий Салынский рассказывает о дипломном фильме Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (реж. А. Тарковский, 1960): 

«Каток и скрипка» как сказочный ларец с секретом, внутри больше, чем снаружи. Вгиковский диплом собрал в себе важнейшие элементы будущих фильмов Андрея Тарковского, что делает его одним из самых странных в мире фильмов—почкой, из которой вырос великий кинематограф, пиктограммой, в современных понятиях QR-кодом, где зашифрованы все смыслы, символы и даже постоянные пропорциональные структуры фильмов Тарковского. 

В милой сентиментальной истории о дружбе мальчка-скрипача и рабочего, водителя асфальтоукладчика, просматривается будущее «Иваново детство». На вопрос мальчика «А вы на войне были?» рабочий отвечает: «Был. Мне было тогда немногим больше, чем тебе», — Иван ответил бы так, если бы вернулся с войны. Черное солнце — чугунный шар, которым крушат старые дома, и черный резиновый шар, которым хулиган бьет малыша, а в «Ивановом детстве» черное солнце — молнии в негативном изображении. Образ выстроен сознательно, Тарковский цитирует стихи Гюго: «Черное солнце, излучающее ночь». Наконец, зеркала и яблоки. В «Катке и скрипке» целая витрина зеркал, отражающих город в сверкающих бликах, — надо ли напоминать о будущем фильме «Зеркало». Яблоки лежат на улицах города, плывут по ручью; в «Ивановом детстве» по рассыпанным яблокам пойдут лошади, и на грузовике с яблоками поедет маленький герой под всполохами черного солнца молний в своем счастливом и пророческом сне. 

И пропорциональное строение: ровно в центре фильма блик солнца в оконном стекле, и крупный взгляд мальчика, такой же, как в «Ностальгии», где малыш спросит: «Это правда конец света?»; как ответ раньше вопроса, в «Катке и скрипке» сразу после крупного плана мальчика вдруг гроза накрывает город. 

Черное солнце и вопрос старшему другу про войну появится ровно в точках золотого сечения, где затем всегда у Тарковского будут происходить сцены драк, угроз и в «Солярисе» появится мертвое тело Гибаряна; как видим, золотое сечение было для режиссера чем-то иным, нежели идеал красоты. 

Тарковский к тому моменту имел опыт в кино: его курсовая (звуковой этюд) «Убийцы» в жанре нуар, на мой взгляд, превосходит американскую экранизацию того же сюжета Эрнста Хэмингуэя у Роберта Сьедмака, другая курсовая «Сегодня увольнения не будет» успешно прошла по телевидению. Снятый в 1960-м «Каток и скрипка» получил через год приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. 

Откуда мог Тарковский знать, что ему предстоит снимать в скором и нескором будущем? Даже если и не знал, то черпал из этой короткометражки образный строй своих шедевров. Его символическая система родилась готовой, без всякого развития, как вспышка, и никогда больше не менялась: загадочный и невероятный феномен творческого сознания, судьбы Тарковского и истории мирового кино. 

Приятного просмотра! 


Проект организован при поддержке Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова.

6+