В День Победы о грандиозной победе советских кинематографистов напомнил «Оскар» из фондов Музея кино

11/05/2016

Во время праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы, на Страстном бульваре, где была развернута экспозиция, посвященная кинематографу военных лет, был представлен уникальный экспонат из фондов Государственного центрального музея кино. На бронированной прозрачной витрине жители и гости столицы имели возможность увидеть статуэтку премии «Оскар», которую в 1943 году получил советский документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Для нашей страны это была первая награда Американской киноакадемии. А ведь за премию «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм» тогда боролось 25 лент!

В СССР фильм вышел на экраны 23 февраля 1942 года и получил Сталинскую премию. В Америке же картина, впервые продемонстрировавшая миру зверства фашистских войск, переозвученная и перемонтированная, начала свою прокатную судьбу под названием “Moscow Strikes Back” («Москва наносит ответный удар»).

Облупившаяся гипсовая статуэтка мало напоминает того «Оскара», которого мы привыкли видеть сегодня. Уникальная награда хранится в фондах Государственного центрального музея кино, куда попала в своё время со всем архивом студии ЦСДФ.

«Это был беспрецедентный случай, - рассказывает хранитель Мемориально-предметного фонда Музея кино Эмма Рафаэловна МАЛАЯ, – когда американскую премию вручили неаглоязычному документальному фильму, причём из СССР. Надо сказать, что на создание картины были брошены лучшие операторские силы. На 30-градусном морозе камеру, чтобы не застыла и её можно было потом завести, между съемками операторы прятали и отогревали на груди, под полушубками. Бомбежка, снег, мороз… Это был, прежде всего, профессиональный подвиг кинематографистов!»

Инициатива создания фильма исходила от И.Сталина. Он дал приказ снять документальную ленту о битве за Москву, чтобы поддержать дух народа. Были определены два режиссёра - руководители проекта: Л.Варламов и И.Копалин. В съёмках участвовали фронтовые операторы, в том числе Р.Кармен и А. Крылов. Днем снимали, ночью проявляли плёнку и монтировали. Режиссёры не уходили со студии, спали на раскладушках. Сценарий сложился в процессе. К фильму был написан «Марш защитников Москвы» композитора Б.Мокроусова на стихи А.Суркова. Киногруппа работала на необыкновенном подъеме.

Когда картину, которую снимали под пулями, увидели американцы, успех был ошеломительный, но в Москве о том, что лента получила премию, мало кто знал. «Оскар» был вручен дипломатическим представителям России.

Несколько позже в Америке оказались четыре советских документалиста, в числе которых был военный оператор В.Микоша. Отечественные кинематографисты проехали по многим городам США и везде, от Нью-Йорка до Сан-Франциско, видели колоссальные очереди в кинотеатры на оскароносный фильм.

По воспоминаниям В.Микоши, в Голливуде им устроил приём вице-консул СССР в Сан-Франциско М.Мукасей и там кинематографистам вручили призовые статуэтки для режиссеров Л.Варламова и И.Копалина. Но, увы, в то время советские люди и понятия не имели о важности и престижности такой награды.

Шла война, обратный путь домой было долгим и трудным - через Тихий океан и Дальний Восток. Возвратившись в Москву, В.Микоша отдал статуэтки председателю Комитета по делам кинематографии И.Большакову. Но до создателей картины «Оскары» так и не дошли. По легенде неподтверждённой, но и неопровергнутой, документалисты, считая «Оскар» несущественной наградой, высказали пожелание пожертвовать её на нужды фронта.

На этом история на какой-то момент обрывается…

Долгое время одна статуэтка числилась в ЦСДФ как копия. И в фонды Музея кино она тоже поступила как гипсовый муляж.

Не так давно известный журналист Сергей Пашков создал документальный фильм «”Оскар” за отвагу» о первом советском фильме, завоевавшим высший приз Американской киноакадемии. Автор побывал в Голливуде, достал фрагменты хроники награждения и побеседовал с американскими кинематографистами. В ходе разговора выяснилось, что тогда не было золотого «Оскара», поскольку церемония проходила в годы войны и атмосфера в обществе была соответствующая - аскетичная, без излишеств. Приз был сделан из гипса и покрыт золотой краской, на латунной табличке надпись: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности».