«Настоящий русский интеллигент»: в Государственном центральном музее кино открылась выставка «Солоницын. Разговор с самим собой»
30/08/2024
Выставка открылась в день 90-летия со дня рождения артиста. В церемонии открытия и вечере памяти приняли участие Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Дмитрий Давиденко, директор Музея кино Лариса Баженова, дочь артиста, киновед Лариса Солоницына и его брат, писатель Алексей Солоницын, кинопродюсер и киновед Наталья Мокрицкая, кинодраматург, декан сценарно- киноведческого факультета ВГИКа Вячеслав Марусенков, врач Арсений Тарковский, а также Народный артист России Юрий Назаров, Народный артист России Александр Панкратов-Чёрный, Заслуженная артистка РСФСР Людмила Зайцева, Заслуженный артист РФ Николай Денисов и другие известные персоны. Для широкого зрителя выставка начнет работу 31 августа 2024 года.
Вечер начался со вступительного слова директора Музея кино Ларисы Баженовой: «Анатолий Алексеевич ушел из жизни в зените – в 47 лет, и за такое короткое время ему удалось оставить след не только в отечественном, но и в мировом кино. Для нас очень важно было увековечить память этого человека и в нашей экспозиции. Хотелось бы поблагодарить Министерство культуры Российской Федерации за поддержку нашей инициативы, а нашим сотрудникам – за усердную работу над монтажом выставки».
Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Дмитрий Давиденко поприветствовал собравшихся: «Сегодня большой юбилей со дня рождения великого артиста. Это человек с уникальной творческой судьбой. Советский и российский кинематограф благодаря таким людям расцветал и сохранился. Пока мы помним фильмы Анатолия Солоницына, он навсегда с нами. Для меня большая честь дружить с его великолепной дочерью, Ларисой Солоницыной».
«Сегодня здесь нет случайных людей, все, кто собрался, или знал моего отца и работал с ним, или был близко знаком с его фильмами. Лично мне этот период советского кино бесконечно дорог. Выставка важна тем, что совмещает творчество отца и его биографию – обычную жизнь, беседы с родными, любимые занятия. И каждый, кто окажется здесь, получит объемное впечатление о нем не только как об актере, но и как о человеке», – обратилась к собравшимся киновед Лариса Солоницына, и отметила: «Мой отец всегда считал себя обыкновенным человеком. Ему удалось сохранить идеалы юности, не поменяться и сберечь в себе честность, чистоту, простоту. Его персонажи во многом обыкновенные люди – вы смотрели эти фильмы – и даже персонажи героического свойства в его исполнении всегда звучали и выглядели очень человечно».
О важности выставки рассказал и брат Анатолия Солоницына, писатель Алексей Солоницын: «Актера любят и знают пока он снимается. Но большой труд и духовная миссия – хранить память тех выдающихся людей, кто уже не с нами, для новых поколений, для молодого зрителя. Игра была стихией Толи, он следовал своему дарованию слепо, во многом реализуя семейную мечту – наша мама не стала актрисой, хотя были все данные. Нужно было кормить семью. А у Толи получилось – и роли определил его характер. Он был очень добрым и каждый считал его своим другом. Миша Кононов, Александр Кайдановский – разве можно представить более разных людей? А все они одинаково тянулись к Толе».
Вспомнили об Анатолии Солоницыне и те, кто не смог посетить открытие выставки, но отметил ее безусловную значимость. В формате видео к гостям вечера обратился президент Союза кинематографистов России Никита Михалков: «Для меня крайне важно сказать о Толе в день его 90-летия слова любви и памяти, потому что все время, пока его с нами нет, память его во мне жива. И я очень рад, что в его честь открывается выставка в Музее кино. Он ее достоин — он настоящий артист, он личность. И моё уважение к нему как к артисту и как к личности неразделимы, хотя часто ситуация бывает обратной. Я с нежностью и печалью, что его с нами нет, сегодня вспоминаю о нем».
С экрана зрители увидели обращения Депутата Государственной Думы РФ, артистки Елены Драпеко и депутата Государственной Думы РФ, народного артиста РФ, кинорежиссера, общественного деятеля Николая Бурляева. Он назвал Анатолия Солоницына настоящим русским интеллигентом: «Анатолий Солоницын причастен к созданию многих шедевров отечественного кино. Великих картин, таких как «Андрей Рублев». Именно на съемках этого фильма мы и познакомились, быстро и без труда сблизились. Я запомнил его навсегда как настоящего русского интеллигента, человека совести и морального долга. Помню, когда мы были в экспедиции в Суздале и во Владимире, он с утра уходил по книжным магазинам, а после возвращался с целым чемоданом литературы. Там были Ахматова, Цветаева, Пастернак и другие «золотые» авторы. И он все это читал! Солоницын стал зеркалом русской культуры, в незыблемую ценность которой он бесконечно верил. И фильмы, в которых он снялся, говорят об этом лучше, чем любые слова».
Своими воспоминаниями о работе с Анатолием Солоницыным поделились и его современники и коллеги по актерскому цеху Людмила Зайцева, Юрий Назаров и Александр Панкратов-Черный. Панкратов-Черный рассказал, как Солоницыну его представил режиссер Владимир Шамшурин: «Мы сидим, разговариваем. Для меня это было целое событие, я был всего лишь студент, а Анатолий Солоницын уже актёр с именем. И в друг Анатолий Алексеевич строго мне: «Не убегай!». А я не понимаю, говорю, мол, сижу с вами, никуда не тороплюсь. Он меня перебивает: «От меня не убегай! Почему это я – Анатолий Алексеевич? Ты так подчеркиваешь, что я старше. Ты – Сашка, я – Толька!». Он был очень простой в общении, не хотел никакой дистанции. Всегда превозносил собеседника, чтобы тому было комфортно».
Масштабный выставочный проект Музея кино «Солоницын. Разговор с самим собой» рассказывает о жизни и творчестве выдающегося артиста: отдельные разделы выставки посвящены театральным работам, ролям в кино, отношениям с коллегами и родными. Среди материалов представлены личные фотографии, рабочие моменты со съемок, эскизы костюмов и декораций к фильмам «Андрей Рублев» (1966, реж. Андрей Тарковский), «В огне брода нет» (1967, реж. Глеб Панфилов), «Любить человека» (1971, реж. Сергей Герасимов), «Солярис» (1972, реж. Андрей Тарковский) и другим значимым картинам эпохи. Центральная зона выставки посвящена одной из последних ролей Солоницына в кино — в дипломном короткометражном фильме Александра Микулина «Разговор». Для воссоздания атмосферы фильма будет сформирована инсталляция с осенним лесом, на которую будет проецироваться отрывок из фильма.
Зона, представляющая декорации финальной работы Солоницына на сцене в спектакле Андрея Тарковского «Гамлет», расскажет о театре как об особой части творческой жизни Анатолия Солоницына, о достижениях и сложностях воплощения этой и других знаковых ролей. Стена с письмами актера, которые он писал семье, позволит гостям Музея кино узнать героя с личной, доступной лишь близким, стороны — подготовка выставки осуществляется совместно с родственниками Анатолия Солоницына: дочерью Ларисой Оттовной Солоницыной и братом Алексеем Алексеевичем Солоницыным. «Я убеждена, что есть какой-то жизненный план. Бог, звезды, предназначение – каждый выберет свой. И я уверена, что отцу было суждено стать актером. Спустя ряд отказов он попал в группу именно к Тарковскому, который разглядел в нем главное. Его судьба и его талант привели к тому творческому результату, которого он достиг», — подчеркивает Лариса Солоницына.
В дополнение к выставке и для более подробного знакомства с творчеством актера в Музее кино на ВДНХ и Музее кино на Каретном с 30 августа по 22 сентября состоится ретроспектива фильмов, где Анатолий Солоницын сыграл важнейшие роли. Вход на ретроспективу по билетам в Музей кино – оформить их можно на кассе или на сайте музея онлайн, где также можно ознакомиться с расписанием.
Жизненный путь Анатолия Солоницына сродни неустанному поиску. Сначала поиску призвания — так, уехав с семьей в город Фрунзе, выпускник строительного техникума раскрывает в себе тягу к искусству. Потом — поиску единомышленника и наставника. Неведомая сила толкает Солоницына вернуться в Москву после трех неудачных попыток поступить в ГИТИС — ради проб на главную роль в фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». После работы, обеспечившей актеру широкую известность, поиск не заканчивается. На сцене потребность в серьезных глубоких ролях приводит Солоницына в театры Свердловска, Новосибирска, Таллина и Ленинграда. В кино строгие актерские принципы позволяют работать с наиболее талантливыми кинематографистами эпохи — Алексеем Германом, Сергеем Герасимовым, Никитой Михалковым, Ларисой Шепитько, Вадимом Абдрашитовым и другими.
При этом в быту Солоницын обретает свое пристанище далеко не сразу. Равнодушный к роскоши и статусу, актер получает постоянный ленинградский адрес только к 1975 году, а звание Заслуженного артиста РСФСР и вовсе накануне своего ухода — в 1981-ом. Так же как и в жизни, на нашей выставке все дороги неизменно ведут к себе, а потому самым ярким ориентиром становится, как утверждается, одна из последних ролей Солоницына в кино — в дипломной работе Александра Микулина «Разговор». В финале, после долгого крупного плана, камера удаляется от лица актера, давая понять, что весь диалог на самом деле был монологом. Долгий путь длиною в жизнь заканчивается разговором с самим собой.