Киносеансы с 15 марта по 18 марта

12/03/2018

Кинокалендарь. К 150-летию со дня рождения Максима Горького

15 марта в 17:00, зал имени Дзиги Вертова

«Мать» (реж. Г. Панфилов, 1989, СССР, Италия)

Несмотря на то, что картина Глеба Панфилова по мотивам произведений Максима Горького «Мать», «Жизнь ненужного человека» и «Карамора» была снята в 1989 году, а в 1990 на Каннском кинофестивале режиссер получил Приз жюри за выдающиеся художественные достижения, в России экранизацию «очень своевременной книги» ожидал холодный прием зрителей и недоумение критиков. Режиссер Глеб Панфилов о своей картине говорил: «"Мать" — это не столько экранизация, сколько новое произведение, использующее мотивы разных произведений Горького. Я так чувствую, так понимаю, так говорю, как делал фильм. Писатель многое объяснил, многое предложил к раздумью. Из сегодняшней точки особенно видны некие кольца, круговые движения, которые выписывает, казалось бы, поступательный ход нашей истории. В произведениях Горького я вижу проницательно замеченные и воссозданные очертания первого такого кольца, актуализация которого на исходе века позволяет провести сверку мечтаемого и происшедшего реально, замысла и воплощения».


Век кино. 1918

15 марта в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Тарзан — приемыш обезьян» (реж. С. Сидней, 1918, США)

Черно-белый немой фильм, снятый режиссером Скоттом Сиднеем, является первой экранизацией одноименного романа Эдгара Райса Берроуза. Роль Тарзана исполнил актер Элмо Линкольн. Интересно, что Линкольн сыграл Тарзана еще дважды — в фильмах «Любовь Тарзана» (1918) и «Приключения Тарзана» (1921). А позже, правда, без указания в титрах, актер появился еще в двух фильмах о Тарзане — как разнорабочий цирка в «Приключении Тарзана в Нью-Йорке» (1942), и как рыбак, чинящий сеть в фильме «Волшебный фонтан Тарзана» (1949).

16 марта в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Безостановочный ребёнок» (реж. Г. Прэтт, 1918, США), «Городской пройдоха» (реж. Г. Прэтт, 1918, США), «Обманщики действительно нечестны?» (реж. Г. Прэтт, 1918, США)


Столетие авангарда

Рождение французского киноимпрессионизма.

16 марта в 17:00, зал имени Дзиги Вертова

«Колесо» (реж. А. Ганс, 1923, Франция)

«Колесо», — говорил французский режиссер Марсель Л’Эрбье, — это чудо монтажа, ритма и фотогении». В фильме Абель Ганс использовал новые приемы ритмического монтажа, в частности, в эпизоде, который называют «симфония рельсов». Герой фильма машинист Сизиф решает пустить под откос поезд, который он ведет, и в котором едет героиня. Режиссер Абель Ганс применяет съемку с движения, скорость паровоза ускоряется —возрастает напряжение. Помощник машиниста успевает предотвратить трагедию и вовремя тормозит. Поезд снижает скорость — длина монтажных планов увеличивается.

17 марта в 15:00, зал имени Дзиги Вертова

«Верное сердце» (реж. Ж. Эпштейн, 1923, Франция)

Фильм «Верное сердце» считается наиболее характерным для творчества киноимпрессиониста Жана Эпштейна. Выход этой картины в 1923 году сопровождался страшными скандалами, дело доходило даже до драк. Однако причиной таких страстей было вовсе не содержание фильма, а его форма. В фильме были использованы необычные для того времени приемы монтажа, растушеванные диафрагмы, наплывы, причудливые ракурсы.


Выдающиеся режиссеры мультипликации – детям

Совместный проект с киностудией «Союзмультфильм».

Мультфильмы режиссера Валерия Угарова

Валерий Угаров — советский и российский режиссёр мультипликации, художник-аниматор, автор всеми любимых мультфильмов, в числе которых, — популярный цикл «На задней парте» про отличницу Знайкину-Зазнайкину и лоботряса Лейкина-Бармалейкина, мультипликационной музыкальной фантазии «Шкатулка с секретом» по мотивам сказки Одоевского «Городок в табакерке» и мультфильма «Халиф-аист», снятого по одноименной сказке Вильгельма Гауфа, в котором роль Халифа озвучивал Иннокентий Смоктуновский.

17 марта в 13:00, зал имени Дзиги Вертова

«Шкатулка с секретом» (реж. В. Угаров, 1976, СССР), «На задней парте», выпуск 1 (реж. В. Угаров, 1978, СССР), «На задней парте», выпуск 2 (реж. В. Угаров, 1980, СССР), «Халиф-аист» (реж. В. Угаров, 1981, СССР), «В поисках Олуэн» (реж. В. Угаров, 1990, СССР, Великобритания)


Кинолекторий для детей и взрослых

Лабиринт истории: фильм за фильмом

В кинолектории будут показаны фильмы, фрагменты которых представлены в экспозиции Музея кино «Лабиринт истории». Перед просмотром киновед Милена Мусина расскажет зрителям об истории создания фильмов (от замысла до премьеры) и о том, какую роль они сыграли в истории отечественного кино.

17 марта в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Пиковая дама» (реж. Я. Протазанов, 1916, Российская империя)


Кинокалендарь. К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа

«Балетный класс. Ида Рубинштейн»

«Балетный класс» — новый цикл кинопоказов, приуроченный к году русского балета и 200-летию со дня рождения гениального балетмейстера и педагога Мариуса Петипа, одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы. В марте в программе цикла будут показаны фильмы с участием звезд русского балета начала ХХ века: Анны Павловой, Веры Каралли, Идой Рубинштейн, Тамарой Красавиной.

18 марта в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Корабль» (реж. Г. Д'Аннунцио, М. Ронкорони, 1921, Италия)

Фильм «Корабль» по одноименной трагедии Габриэле Д’Аннунцио был снят его сыном, кинорежиссером Габриэллино Д’Аннунцио и Марио Ронкорони.

Роль Базилиолы исполнила знаменитая танцовщица и актриса, муза Равеля и Стравинского, Дебюсси и Фокина, Серова, Оннегера и Ван Донгена — Ида Рубинштейн. Это ее единственная роль в кино.

Благодаря фильму можно увидеть танец одной из главных женщин Серебряного века, о которой Александра Бенуа говорил: «В ней есть что-то таинственное, до холода, до озноба, и что-то слишком пряное, изысканное».


Кинокалендарь. К 120-летию со дня рождения Сергея Эйзенштейна

18 марта в 17:00, зал имени Дзиги Вертова

«Иван Грозный» (реж. С. Эйзенштейн, 1945, СССР)

Историческая киноэпопея, фильм-биография «Иван Грозный» стал последней лентой режиссера Сергея Эйзенштейна. Идея фильма о первом царе всея Руси возникла у Сталина, и он предложил подобрать для этой работы режиссера с именем. Выбор пал на Сергея Эйзенштейна. Сценарий фильма, написанный Эйзенштейном, утверждал Сталин лично. В 1944 году режиссер приступил к съемкам первой части картины, которые велись на студии ЦОКС в Алма-Ате. Премьера первой части фильма состоялась в 1945 году. Картина получила самые положительные отзывы и была удостоена Сталинской премии.

Вторая серия подверглась резкой критике Сталина и выпуск картины был запрещен Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 августа 1946 года с такой формулировкой: «Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». После запрета второй серии работы над фильмом были прекращены. Только в 1958 году, уже после смерти Сталина и Эйзенштейна, картина увидела свет. Режиссер планировал снять еще третью, заключительную серию, но не успел. От третьей серии остался сценарий, подготовительные записи, рисунки и несколько фрагментов, снятых на пленку.

В фильме участвовали звезды отечественного кинематографа того времени: Николай Черкасов (Иван Грозный), Людмила Целиковская (Анастасия Романовна), Михаил Жаров (Малюта Скуратов), Павел Кадочников (Владимир Старицкий).

Картина была удостоена приза жюри за лучшую операторскую работу (операторы Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин) на кинофестивале в Локарно (Швейцария) в 1948 году. По итогам референдума критиков, проведенного английским журналом Sight and Sound в 1962 году, картина признана седьмой в десятке лучших фильмов в истории киноискусства, а в 1978 году «Иван Грозный» был назван восьмым среди ста лучших лент всех времен.

*В программе возможны изменения