Киносеансы с 01 марта по 04 марта

22/02/2018

Кинокалендарь. К 150-летию со дня рождения Максима Горького

01 марта в 17:00, зал имени Дзиги Вертова

«Мать» (реж. В. Пудовкин, 1926, СССР)

Немой черно-белый фильм Всеволода Пудовкина по мотивам одноименного романа Максима Горького, написанного в 1906 году, стал одним из выдающихся произведений советского кинематографа. Идея экранизировать роман Горького принадлежала Николаю Эфросу — руководителю литературного отдела кинокомпании «Межрабпом-Русь». Предполагалось, что режиссером картины станет Юрий Желябужский, а Власова-отца, который задумывался как центральный персонаж, сыграет знаменитый театральный актер Иван Москвин. Но Москвин отказался, и Эфрос решил поменять и режиссера.

Для молодого режиссера Всеволода Пудовкина предложение поставить «Мать» стало полной неожиданностью, но он сразу включился в работу. «У большой «Матери», — говорил Пудовкин, — появился маленький ребенок — новый сюжет. Будучи глубоко родственным по внутренним линиям, этот маленький ребенок начал расти отдельно от матери, словно дочернее существо, повторяющее все ее черты, но, по существу, в совершенно ином качестве». По проведенному опросу критиков мира в рамках Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году фильм назван восьмым, а режиссер Всеволод Пудовкин десятым в числе лучших за всю историю кино.


Век кино. 1918

01 марта в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Новые жены в обмен на старых» (реж. Сесил Б. ДеМилль, 1918, США)

Фильм снял Сесил Блаунт ДеМилль – американский кинорежиссер и продюсер, один из основателей американской Академии кинематографических искусств и наук, лауреат премии «Оскар» за картину «Величайшее шоу мира» (1952). Долгие годы кинопредприниматели США считали этого режиссера эталоном кинематографического успеха.

02 марта в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Горничная Дженни» (реж. Я. Протазанов, 1918, РСФСР)

Мелодраму «Горничная Дженни» с Ольгой Гзовской и Владимиром Гайдаровым в главных ролях режиссер Яков Протазанов снял в 1918 году по собственному сценарию. Вот как писали о фильме современники: «То, что мы видели под скромным заголовком «Горничная Дженни», - есть подлинное искусство экрана. Слава Богу! В первый раз за большой промежуток времени зритель ушел из кинематографа не с досадным чувством человека, волей-неволей выслушавшего и увидевшего за вечер много ненужных и скучных глупостей. Зритель ушел, обрадованный тем, что увидел на экране отражение жизни, какая она есть, без уродливых выдумок, без небывалых страстей и без претензий на глубокие идеи, восприняв которые зритель с досадой говорит: «У кино на рубль амбиции и на грош амуниции!» В самом деле - сюжет прост, неглубок и даже не блещет новизной... И вот из этой простой фабулы возникает прелестная, полная жизни и движения пьеса, за ходом которой зритель следит с напряженным вниманием, радуется радостью ее героев, искренно смеется, когда они веселы, и тревожно затихает, когда им грозит опасность…» («Кино-газета» № 8, 1918)


Столетие авангарда

Рождение французского киноимпрессионизма.

02 марта в 17:00, зал имени Дзиги Вертова

«Эльдорадо» (реж. М. Л`Эрбье, 1921, Франция)

Фильм, снятый Марселем Л’Эрбье в 1921 году по собственному сценарию, был, по словам его автора, «кинематографической мелодрамой». После выхода картины некоторые критики говорили о плохой операторской работе. В пылу дискуссий Л’Эрбье бросил крылатую фразу о том, что направление, к которому принадлежит «Эльдорадо», является «авангардом» французского и мирового кино. Так впервые появился термин, вскоре ставший синонимом всех экспериментальных фильмов.

03 марта в 15:00, зал имени Дзиги Вертова

«Улыбающаяся мадам Бёде» (реж. Ж. Дюлак, 1923, Франция)

История о жизни провинциальной домохозяйки, проживающей десятилетия в «браке без любви» и мечтающей о счастье, была снята Жермен Дюлак по пьесе Андре Обея и Дени Амьеля. Картина, которая считается первым феминистским фильмом, принесла Дюлак международную известность и признание.


Выдающиеся режиссеры мультипликации – детям

Совместный проект с киностудией «Союзмультфильм».

Мультфильмы Инессы Ковалевской

Первый отечественный мультипликационный фильм-мюзикл «Бременские музыканты» стал невероятно популярным сразу после премьеры: за два года было продано более 28 миллионов пластинок с музыкой из мультфильма. Интересно, как создавались персонажи. Первоначально Принцесса и Трубадур выглядели совсем не так, как на экране. В первых набросках художника-постановщика Максима Жеребчевского Трубадур был изображен в колпаке, как скоморох, что Инессе Ковалевской абсолютно не понравилось. Но потом ей в руки попал журнал мод, где она увидела мальчика-блондина, втиснутого в узкие джинсы, с прической под «Битлз», который и стал прототипом героя. Принцессу Василий Ливанов срисовал с жены Юрия Энтина Марины. «То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я ей купил за сорок рублей, в нем она и была на свадьбе. А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями», — вспоминал Энтин. Разбойники были списаны с популярной кинотроицы — Труса, Балбеса и Бывалого в исполнении артистов Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. В короле без труда можно узнать артиста Эраста Гарина, который неоднократно играл королей в фильмах-сказках «Золушка», «Обыкновенное чудо», «Каин XVIII», «Полчаса на чудеса». А прототипом Атаманши стала жена режиссера Вячеслава Котеночкина – Тамара Вишнёва, балерина Театра оперетты.

03 марта в 13:00, зал имени Дзиги Вертова

«Бременские музыканты» (реж. И. Ковалевская, 1969, СССР), «Катерок» (реж. И. Ковалевская, 1970, СССР), «Как львенок и черепаха пели песню» (реж. И. Ковалевская, 1974, СССР), «В порту» (реж. И. Ковалевская, 1975, СССР), «Чучело-мяучело» (реж. И. Ковалевская, 1982, СССР), «Танцы кукол» (реж. И. Ковалевская, 1985, СССР).


Кинолекторий для детей и взрослых

Лабиринт истории: фильм за фильмом

В кинолектории будут показаны фильмы, фрагменты которых представлены в экспозиции Музея кино «Лабиринт истории». Перед просмотром киновед Милена Мусина расскажет зрителям об истории создания фильмов (от замысла до премьеры) и о том, какую роль они сыграли в истории отечественного кино.

03 марта в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Оборона Севастополя» (реж. В. Гончаров, А. Ханжонков, 1911, Российская империя)


Кинокалендарь. К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа

Кинопрограмма «Балетный класс. Анна Павлова»

04 марта в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Немая из Портичи» (реж. Л. Вебер, 1916, США)

В фильме «Немая из Портичи» балерина Анна Павлова сыграла главную и свою единственную в кино роль. Фильм стал первым мировым блокбастером, снятым женщиной. Режиссер ленты «Немая из Портичи» — актриса, продюсер, сценарист Лоис Вебер, одна из первых женщин-режиссеров в истории кино. «Я бы доверил ей любую сумму, какую она попросит, и на любой фильм, который она захочет снять», — говорил о Вебер основатель киностудии Universal Карл Леммле.


Кинокалендарь. К 120-летию со дня рождения Сергея Эйзенштейна

04 марта в 17:00, зал имени Дзиги Вертова

«Бежин луг» (реж. С. Эйзенштейн, 1937, СССР, реконструкция С. Юткевича, Н. Клеймана, 1965-67).

«Бежин луг» – утраченный шедевр Сергея Эйзенштейна. Работу над фильмом Эйзенштейн начал в 1935 году. В основе сюжета – история о Павлике Морозове, сыне деревенского кулака, который сообщил в сельсовет о сговоре своего отца с врагами коллективизации, за что был убит отцом и его подручными. Работа над фильмом была в разгаре, когда руководитель советской кинематографии Борис Шумяцкий неожиданно потребовал все материалы картины. На киностудии «Мосфильм» в отсутствии Эйзенштейна был организован просмотр и обсуждение отснятого материала. В результате режиссера обвинили в формализме и недооценке «обострения классовой борьбы в стране», а производство фильма «Бежин луг» приостановлено. Писатель Исаак Бабель переписал сценарий Ржешевского и фильм был снят заново. До окончания монтажа оставалось всего одиннадцать дней, когда «Бежин луг» снова предстал перед «судом», был признан «политически ошибочным» и окончательно закрыт. От фильма остались только срезки с кинопленки: после запрета картины Эйзенштейн попросил монтажера картины Эсфирь Тобак отрезать по нескольку кадров от каждого монтажного куска. В 1967 году режиссер Сергей Юткевич и киновед Наум Клейман смонтировали из уцелевших кадров фотофильм, который мы и предлагаем вниманию зрителей.

*В программе возможны изменения