Эмма Рафаиловна Малая рассказывает про игровой реквизит из фильма «Дерсу Узала»

11/08/2020
Игровой реквизит, предметы личного быта удегейского охотника Дерсу Узала: посох-рогатина, сумка, кошель, курительная трубка.

Фильм «Дерсу Узала», 1974 год. Режиссер Акира Куросава. Мосфильм, СССР – Япония. 

В ролях: В.Арсеньев - Юрий Соломин, Дерсу Узала – Максим Мунзук. 

Художник Юрий Ракша. Ассистент режиссера по реквизиту – В.Максаков 

Фильм широкоформатный, 70 мм 

Главный приз Московского международного кинофестиваля 1975 г. 

Премия «Оскар» Американской академии киноискусства. 

А также множество других наград разных стран. Согласно результатам различных опросов, картина часто присутствует в списках величайших фильмов, снятых за всю историю кино. 

После таких громких регалий трудно перейти к описанию очень простых, почти первобытных вещей, такие делали сами для себя таежные охотники с незапамятных времен. Но те, которые мы представляем, приобрели особую значимость, если рассматривать их в контексте фильма и в связи с именами его создателей. 

Фильм снимался два года (нужны были разные сезоны). А снаряжение охотника Дерсу Узала оставалось неизменным из кадра в кадр, прошло с ним буквально «огонь, воду и медные трубы».  

Сюжет фильма основан на одноименном романе исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева – о его путешествии по Уссурийскому краю и дружбе с таежным охотником Дерсу Узала, мудрым, добрым и отважным человеком, чьи необыкновенные личные качества восхищали Арсеньева. Их путешествие по Уссурийской тайге, полное опасных приключений, составляет сюжетную основу фильма, однако смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета.  

Акира Куросава – великий режиссер, мудрец, философ. Он сам предложил снять фильм по книге Арсеньева, вероятно, увидев в этой книге о землепроходце, исследователе возможность показать отношение человека к природе в мировоззренческом, философском смысле. Рассказать о прекрасных благородных людях, преодолевающих невероятные трудности.  

Задачей отряда Арсеньева было составление карты этого труднодоступного, не изученного края, геодезическая съёмка, описание местности и пр. Передвигаться по этому дикому краю, по непроходимой тайге без проводника было невозможно. Охотник Дерсу Узала случайно вышел из тайги в том месте, где расположился на привале отряд казаков, сопровождавших экспедицию Арсеньева, появился из тайги и был частью этой тайги. Он понравился Арсеньеву и солдатам. Арсеньев предложил ему стать их проводником. Дерсу согласился. Кто видел фильм, сразу понял, что он именно такой, каким могли себе представить читатели книги: низкорослый, приземистый, с типичным широкоскулым, но располагающим лицом и узкими глазами, немолодой, в годах, но сильный, выносливый, едва говорит по-русски, но понимает. А главное, плоть от плоти – сама эта тайга. И в книге, и в фильме получился очень убедительный образ охотника-гольда, своеобразного «гения места», олицетворение уссурийской природы и мудрого гармоничного сосуществования с ней.  

Как же нашли такого точного актера? Еще до приезда режиссера Акиры Куросавы второй режиссер отправился в город Кызыл и обратился в Тувинский музыкально-драматический театр. Там назвали имя Максима Мунзука, ведущего актера театра, заслуженного артиста Тувинской АССР. Но дома его не оказалось. Жена, тоже актриса театра, сказала, что он на охоте, но завтра должен вернуться. На следующий день он сам рано утром пришел в гостиницу и сказал, что согласен, такая роль – это честь для него, для театра и всего тувинского народа. Зрители фильма, возможно, восприняли его как настоящего таежного охотника. Но это был заслуженный артист с наградами и премиями, очень уважаемый в республике человек. Он и до этого снимался в кино, но в эпизодических ролях. Сниматься у всемирно известного японского режиссера – это подарок судьбы. 

К приезду Акиры Куросавы в Москву группа должна была уже подготовить пробы актеров, были и другие кандидатуры. Второму режиссеру и оператору там, в Кызыле, нужно было сделать фотопробу. Актеру дали пару часов на приготовления: он сам подобрал себе костюм, грим и даже ружьё и рогатину. Фотопроба получилась удачная. 

Великий Куросава не сразу встречался с актерами, сначала долго рассматривал фото, попросил вызвать Мунзука, увидев его, сразу сказал: да это он, Дерсу Узала. 

Максим Мунзук –тувинский советский и российский актер, один из основателей тувинского театра.  

Родился еще в Империи Цин 2 мая 1910 года. Умер 28 июня 1999 года, РФ, г. Кызыл.  

Народный артист РСФСР и Тувинской АССР. Лауреат Государственной премии Тувинской АССР.  

Он был разносторонней творческой личностью: актером, режиссером, певцом, собирателем музыкального фольклора, композитором, педагогом. Им сыграно большое количество ролей на сцене Тувинского музыкально-драматического театра. Снялся в 22 фильмах. Один из основателей национального театра. 

От дальневосточных краеведов известно, что был некий прообраз Дерсу Узала, настоящее имя этого охотника Дерчу Оджъал. С Арсеньевым он ходил в один поход. Образ Дерсу Узала – собирательный образ всех проводников Арсеньева. Дерчу Оджъал был верхнеуссурийским гольдом. Гольды – рыболовы, а Дерсу у Арсеньева – охотник и следопыт, и, следовательно, не гольд, а удегеец – дальний родич североамериканских индейцев.  

Прототип Дерсу был широкоплеч, коренаст, очень силен физически, мог разгибать медвежьи капканы. Собрал и посадил где-то в тайге большую плантацию корней жень-шеня и подарил Арсеньеву. Был убит в 1908 году на станции Корфовная одним из каторжников, работавших на карьере.  

Сохранились фотографии экспедиции Арсеньева, в том числе фотография проводника, который послужил прообразом Дерсу Узала. Конечно, работники группы внимательно ее рассмотрели и увидели у него сумку, сплетенную из тонких ремешков. Точно такую сделали для персонажа фильма.  

То что мы представляем, это по музейной терминологии –предметы личного быта персонажа. Главное их функциональность: охотник Дерсу живет в тайге, все необходимое носит с собой, все должно быть сложено легко и удобно. 

1. Сумка удегейского охотника. Кожа сыромятная, работа ручная, дл.-75см. Сумка, сплетенная как сетка с крупными ячейками из узких ремешков сыромятной кожи натурального цвета. Горизонтальные и вертикальные ремешки соединены узелками. В нее вкладывается мешок, в котором все необходимое: утепление, одежда и обувь, запас еды, котелок, какие-то атрибуты охотника, сверху может быть приторочено одеяло. Сумка почти безразмерная, носится за плечами, как рюкзак, для этого имеется ремень из той же кожи. Игровой реквизит из фильма «Дерсу Узала». 

2. Кошель удегейского охотника. Кожа сыромятная, работа ручная, размер 20х16. Кошель без застежки, с откидным клапаном, прошит толстыми нитками, внизу кожаная бахрома. Имеет специальную «кулиску» для ношения на поясе. В нем охотник может носить всякие мелкие предметы, курительную трубку, кисет с табаком, мелкий инструмент и пр.  

3. Курительная трубка самодельная, изготовлена из темно-коричневого дерева, своеобразной формы с узким длинным мундштуком, дл.30 см. Главное, она действующая, ее можно набивать табаком, раскуривать, производить весь процесс курения. Это важная деталь в игре актера для создания образа. Эскиз трубки и даже чертеж для изготовления сделал художник Юрий Ракша. Игровой реквизит из фильма «Дерсу Узала». 

4. Посох-рогатина- орудие охотника. Дерево, металл, работа ручная, дл.135 см. Посох вырезан из прочной искривленной ветки дерева, зачищенной от коры, натурального неровного цвета. Раздваивается наверху в виде рогатины. 

Эти предметы в сочетании с достоверным костюмом помогли создать цельный живой образ. 

Как же эти предметы из «оскароносного» фильма через много лет попали в музей? Их передал в 1995 году Максаков В.З.  

Максаков Вячеслав Захарович – советский и российский режиссер кино и дубляжа, актер, сценарист, 1947 г.р. В 1973г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л.Кулешова). Работал ассистентом режиссера, вторым режиссером, снимался в эпизодических ролях в фильмах Н. Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино, 1977 г. и «Сибирский цирюльник»(второй режиссер). Автор сценариев некоторых собственных фильмов, 4 самостоятельных фильма. Огромное количество дубляжей. Вячеслав Максаков в 1973 году на отлично окончил режиссерский факультет ВГИКа и был направлен на работу на Мосфильм. Ему выпала такая удача - он сразу начал работать ассистентом режиссера по реквизиту (казалось бы, скромная должность), но где? На фильме «Дерсу Узала» знаменитого японского режиссера Акиры Куросава. Фильм иногда неправильно называют советско-японским. Это не так. Фильм был советским, производства Мосфильм, а всемирно известный режиссер Акира Куросава был приглашен в СССР снять фильм, какой захочет. В основном группа была мосфильмовская, но была и японская часть группы. Для Славы Максакова это была прекрасная школа режиссерской профессии в самом широком смысле этого слова. 

Он досконально изучил источники по материальной культуре народов Уссурийского края. Но на подлинные вещи начала века не приходилось рассчитывать. Надо было их воспроизвести с максимальной достоверностью. Чего только не сделают на Мосфильме. Там был старый мастер, который занимался изделиями из кожи (типа конской упряжи), называется эта профессия «шорник». Он все это сделал по рисункам художника, фотографиям и объяснениям Максакова. 

«Надо сказать, что Акира Куросава полностью положился на художника и советскую группу в части исторической достоверности декораций и реквизита. Но это не мешало ему всякий раз беспокоиться о создании подлинных фактур. Он сам любил потрогать каждую вещь, как-то обжить ее. «Старение» всего, что было в кадре, проводилось неизменно» (из воспоминаний художника фильма Юрия Ракши). Максаков рассказал такой эпизод: Куросава чрезвычайно внимательно относился к каждой детали костюма и реквизита. Однажды Слава, молодой ассистент, что-то должен был уточнить с режиссером и пришел к нему в номер. Он увидел, что великий режиссер сидит и «отфактуривает» плетеную сумку Дерсу Узала», он обдирает ее напильником и трет чуть ли не гуталином, доводит до кондиции. Славе стало стыдно, что не он это делает, хотя он, конечно, тоже все «фактурил».  

Точность и достоверность каждой вещи в фильме имеет большое значение. Об этом писал режиссер Всеволод Пудовкин в статье «Выразительная вещь», 1928г. «Вещь сама по себе уже выразительна., поскольку с каждой из них зритель всегда связывает целый ряд определенных представлений. Игра же актера, связанная с вещью, построенная на ней, всегда была и будет одним из сильнейших приемов кинематографического оформления. Это –кинематографический монолог без слов. Вещь, с которой связан актер, может выявить настолько тонко и глубоко оттенки его состояния, которые не поддались бы никакому условному изображению пластикой или мимикой». Например, как Дерсу Узала курит трубку. 

Фильм получил «Оскара», в том числе и за изобразительное решение. А для Музея эти простые вещи ценны. Ведь от фильма часто ничего не остается в материальном смысле, только изображение на экране. А теперь они в Музее сохранят память о фильме и его создателях. Недавно был первый показ фильма о том, как снимался фильм «Дерсу узала». Режиссер Линда Бахмане собрала все документальные материалы, записала интервью со всеми, кто работал и снимался в фильме, но ей не хватало чего-то вещественного. Она обратилась в Музей кино и была довольна, что мы могли кое-что показать, эта съемка вошла в фильм. На показе фильма был Максаков, он вспомнил, что у него еще где-то был нож Дерсу Узала, обещал найти. Будем надеяться. 

Хранитель предметно-мемориального фонда Эмма Малая