Забытые мультфильмы Владимира Пекаря


Читайте и смотрите онлайн!

11/06/2020 — 31/12/2021


Читайте и смотрите онлайн!

11/06/2020 — 31/12/2021
Цикл «Забытые мультфильмы известных аниматоров»
Продолжаем вспоминать имена режиссеров, которым были посвящены встречи цикла «Забытые мультфильмы известных аниматоров». На этот раз киновед и исследователь анимационного кино Екатерина Семёнова расскажет о Владимире Пекаре, авторе дилогии о медвежонке Умке, сказки «Василиса Прекрасная», трогательной истории «Верните Рекса» и многих других замечательных мультфильмов: 

Владимир Израилевич Пекарь прошел долгий путь профессионального становления, прежде чем стать режиссером. Заниматься анимацией он начал в 1943 году на студии «Армен-кино» под руководством Льва Атаманова, который еще до войны организовал в Ереване мультипликационную мастерскую. Технический процесс тогда был непростым: оборудования не хватало, многие вещи приходилось изобретать самостоятельно, быть буквально «мастером на все руки». Для будущего режиссера это стало хорошей школой. В 1947 году Пекарь вернулся в Москву на студию «Союзмультфильм». В течение тринадцати лет он прорисовывал контуры персонажей, делал промежуточные фазы в движении, заливал цветом готовые эскизы на целлулоиде, стал одним из лучших на студии художником-аниматором и, наконец, режиссером. 

Долгие годы он проработал в сотрудничестве с Владимиром Поповым, их творческий союз даже называли одним именем — «Пекарипопов». Такой же плодотворной позднее была работа с художником-постановщиком Татьяной Колюшевой. В каждом своем мультфильме Пекарь внимательно относился к разработке сценария, работе с материалом, всегда старался добиваться достоверности, будь то историческая правда или правда жеста, правда характера. 

Понять степень его увлеченности анимацией можно лишь по одной фразе: «Меня ужасно увлекает сам процесс создания фильма. Мне нравится рисовать. Нравится смотреть первые пробы. Нравится придумывать интересные съемки… Хотя, естественно, бывают и огорчения. Когда что-то задумал – и не получается. Но и это праздник, потому что в конце концов добиваешься – и получается».

«Сказка за сказкой» (1974) 
«Сказка за сказкой» — это сборник, состоящий из двух мультфильмов, созданных в содружестве с венгерской анимационной студией «Паннония». Постановкой русской сказки («Козел да баран») занимались венгерские аниматоры, а вот над венгерской («Петер – веселый обманщик») работали Пекарь и Попов. Атмосфера западного городка в «Петере…» удачно передана через облик персонажей, фоны, разнообразные национальные орнаменты, музыкальный ряд мультфильма.


«Легенды перуанских индейцев» (1978) 
«Легенды перуанских индейцев» — первый из серии этнографических мультфильмов, которую Пекарь считал главной в своем творчестве. Замысел ее родился случайно. «В сценарном отделе студии мне показали конверт, присланный из Ленинграда. В нем были фотографии рисунков древних перуанцев, — рассказывал режиссер. — Как только я их увидел, то сразу подумал, что это надо делать. Я еще не знал – как, и определенного замысла не было, просто почувствовал, что мне интересно оживить такие персонажи». Процесс подготовки занял много времени. Пекарь беседовал с ученым из Института этнографии, изучал мифы и легенды, и только собрав необходимый пласт информации, приступил к созданию анимации. Он признавался, что этот фильм делал под пристальным наблюдением ученых, следовал всем их рекомендациям и не отходил от исторической правды. Важное значение для этой серии имеет также музыка композитора Эдуарда Артемьева. По словам Пекаря, Артемьев просто получал какие-то рисунки, изучал изображенные на них инструменты и по ним изобретал звучание, подходящее конкретному сюжету. 


«Баба Яга против» (1979) 1 серия 
Трехсерийная погоня Бабы Яги в компании с Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем за олимпийским Мишкой стала самой крупной работой студии «Союзмультфильм» к Олимпиаде-80. В ней нетрудно найти черты другого известного сериала «Ну, погоди!». Во-первых, погоня отрицательного персонажа за положительным, во-вторых, темп мультфильмов, построенный на оригинальных гэгах и чередовании ситуаций успеха и неудачи, в-третьих, ритмичная музыка Эдуарда Артемьева в сочетании с популярными песнями. Изобразительное решение фоновой части получилось довольно однородным, а персонажи благодаря фантазии художника-постановщика Татьяны Колюшевой — очень оригинальными. Кощей носит корону-бейсболку, Баба Яга наряжается в модные пиджаки и туфли, а Змей Горыныч похож скорее на маленького домашнего любимца, чем на огромного огнедышащего дракона. 


«Путь в вечность» (1983) 
На создание мультфильма «Путь в вечность» Пекаря вдохновила книга древней корейской поэзии в переводе Анны Ахматовой. Решил превратить текст в изображение, режиссер подобрал корейскую сказку, на сюжет которой стихи органично легли, а поэт Александр Тимофеевский, соавтор сценария, написал стихотворные строчки, стилизованные одновременно под корейскую поэзию и стиль Ахматовой. Получилась картина, передающая национальный колорит и чувства героев через поэтичные визуальные образы, тонкий рисунок и живописные фоны. 


«То ли птица, то ли зверь» (1984) 
Одна из главных и самых сложных задач в анимации — создание интересного персонажа, который способен вызвать интерес у зрителя. В мультфильме по мотивам монгольской сказки главный герой вовсе не кажется положительным. Маленький летучий мышонок — отъявленный тунеядец. Пока птицы и звери работают, чтобы приблизить весну, он притворяется то птицей, то животным, лишь бы уйти от обязанностей. Разумеется, все это приводит к печальному концу: мышонок остается в одиночестве, изгнанный из царства птиц и животных за свое вранье. И именно в этот момент у зрителя появляется возможность посочувствовать герою. Во многом это удается благодаря прорисовке персонажа: он получился трогательным и даже беззащитным. Пекарь воспринимал созданный им на экране мир как нечто реальное, он жил в нем, и когда мультфильм заканчивался, испытывал печаль, будто лишался родных. 


«Диалог. Крот и яйцо» (1987) 
Любовь к рисованию Пекарь пронес через всю жизнь. Он был убежден, что режиссер обязан уметь рисовать и постоянно практиковаться. «Мультипликат — это такая работа, которая требует постоянных упражнений. Если ты постоянно не практикуешься, то теряешь ощущение времени», — считал режиссер. И действительно, время в анимации — одна из основ, на которой строится все действие. Короткая притча о жизни и смерти, о знании и невежестве построена на временном принципе. Основой сюжета становится время — та самая доля секунды, которая жизнеутверждающее начало истории превращает в фатальный конец. 


Проект организован при поддержке киностудии «Союзмультфильм».

12+