«Вы чьё, старичьё?» (1982, реж. В. Пичул)


Читайте и смотрите онлайн!

13/12/2020 — 31/12/2021


Читайте и смотрите онлайн!

13/12/2020 — 31/12/2021
Рубрика «Ты помнишь, как всё начиналось…»
Продолжаем вспоминать студенческие фильмы известных отечественных режиссёров, учившихся во ВГИКе. О дипломной работе Василия Пичула «Вы чьё, старичьё?» (1982) рассказывает киновед Нина Цыркун: 

ЧУЖОЙ 
«В 90-е годы после «Маленькой Веры» кинокритики называли между собой Василия Пичула «социальным орлом». Это определение вспомнилось мне сейчас, когда я смотрела его дипломную работу «Вы чье, старичье?». Ведь одно дело – эпоха перестройки и 90-е, когда все было разрешено, сценаристы и режиссеры с энтузиазмом пересматривали и переоценивали прошлое, снимая налет советского глянца. И совсем другое – 1982 год, период, как говорят, «расцвета застоя», советского времени и образа жизни, о котором принято было говорить или хорошо, или ничего. И вот начинающий режиссер в свои 22 года в стенах ВГИКа представляет экзаменационной комиссии картину, где советский мир предстает столь удручающим, столь безжалостным к своим старикам, в том числе заслуженным, фронтовикам, проработавшим всю жизнь на благо родины и народа. Да и сам народ выглядит на экране совсем не таким бескорыстно добросердечным, как сам любит о себе говорить. Тут уж действительно надо было быть «орлом». Понятно, что вгиковских мэтров ученику Марлена Хуциева удалось убедить не сразу. Может быть, благодаря тому, что финал фильма по сравнению с литературным источником - повестью Бориса Васильева - Пичул как автор сценария все же сделал более оптимистичным. Но от этого общий характер картины не изменился. 

Как бы дальше ни повернулись события фильма, но начальный эпизод на кладбище, где беспомощный седой старик смотрит на могилы, а на памятниках написано «Виктор Глушаков, трагически погиб» и «Евдокия Глушакова» - здесь все, кого он любил, кто любил его, Касьяна Глушакова, этот эпизод задал характер всей короткометражке. Еще раз отвлекусь на «орлиную» отвагу начинающего режиссера. На этот раз по поводу кастинга. 

Надо сказать, что выбор актера на главную роль был, в сущности, случайным – его подсказал вгиковский однокашник Пичула Евгений Дворжецкий (снимался у Василия в курсовой). Но рассматривая вместе с актером фотопробы, режиссер растерялся: как сказать этому потомку дворянского польского рода, лицом и осанкой воплощавшему благородство и достоинство, что не годится он для роли колхозного пенсионера с пенсией 22 рубля с копейками… Между тем у Вацлава Яновича Дворжецкого была «домашняя заготовка»: прикрывшись носовым платком, он вынул вставную челюсть – и мгновенно преобразился. А достоинство и благородство при этом не исчезли, просто перешли в другое качество. То самое качество, которое и придало на самом деле светлый обертон фильму. И еще осталось в облике актера нечто не от мира сего, то есть от того мира, в который забросила его судьба, где ему пришлось пережить не только романтичную юность в кадетском корпусе, но и долгие годы в сталинских лагерях. 

А Василий Пичул, рассказывая историю никому не нужного вдовца, сумел схватить сырую реальность обшарпанных задворок и убогого быта и вписать в него живые образы Касьяна Нефедыча и его нового знакомца Багорыча (Сергей Плотников). Они может и кажутся лишними людьми, но сохранили удивительную стойкость, которая уравнивает их с теми академиками, английскими лордами и царскими офицерами, которых во множестве переиграли исполнители их ролей. 

Поклоном образу Касьяна Глушкова стало участие Вацлава Дворжецкого в фильме Пичула «Мечты идиота», который он снял уже в 1993 году. В эпизоде, где Шуру Балаганова, которого играл Евгений Дворжецкий, арестовывают в метро, на лавочке сидит седобородый нищий старик. Этот кадр стал последним в актерской жизни Вацлава Дворжецкого». 

Приятного просмотра! 


Проект организован при поддержке Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова.

16+