«Шире шаг, Маэстро!» (1975, реж. Карен Шахназаров) |
|
|
28/02/2021 — 31/12/2025
|
28/02/2021 — 31/12/2025
|
|
Рубрика «Ты помнишь, как всё начиналось...» |
Дипломный фильм Карена Шахназарова «Шире шаг, Маэстро!» (1975) в рубрике «Ты помнишь, как всё начиналось...» представляет научный сотрудник фонда Фототека Государственного центрального музей кино Кирилл Власкин:
«Литературной основой для дипломной короткометражки Карена Шахназарова, студента мастерской Игоря Таланкина, послужил одноимённый рассказ другого ВГИКовца Василия Шукшина. Шукшин написал небольшой рассказ об одном дне молодого сельского врача. Георгий Солодовников, герой рассказа, совсем недавно приехал на село отрабатывать обязательную практику как начинающий специалист-медик. Полный надежд и энтузиазма Георгий планирует своё будущее в науке, мечтает через двадцать лет возглавить кафедру, думает написать книгу рассказов о практике в сельской больнице и в свободную минуту набрасывает в записной книжке стихи. Но романтик-идеалист Георгий начинает сталкиваться с жестокой и безжалостной рутиной повседневности, от чего запал в душе Георгия постепенно затухает. По поручению главврача молодой медик поехал на склад за листовым железом для больничной крыши. По дороге с Георгием случается ряд маленьких неприятностей: помощника-рабочего не оказалось на месте, местный мужик накричал на врача, приняв его за вора, на самом складе железо выдали только после того, как Георгий повысил голос на беспардонного завскладом. Вернувшись в больницу, Георгий нашёл силы только заглянуть ненадолго в палату к больным, после чего ушёл с работы раньше положенного.
Поэтичная проза Шукшина находит точное экранное воплощение в поэтическом кино Шахназарова. Вместе с оператором Владимиром Шевциком он создаёт пёструю картину советской глубинки. Тихая шукшинская интонация передаётся общими планами сельской местности, снятыми с высоты птичьего полёта. Каждый конфликт истории «спускает» камеру на землю или переносит её в тёмное замкнутое пространство. В отличие от рассказа Шукшина, финал фильма Шахназарова более оптимистичен. Неприятные ситуации, случившиеся с Георгием (Александр Сафронов), показаны как частные нелепости, меркнущие на фоне деревенских просторов, дышащих жизнью по весне. Мотивы первого фильма Шахназарова в дальнейшем будут встречаться в его зрелых работах. Молодой человек, выбивающийся из среды, станет главным героем в «Курьере» (1986). Порочность советской системы предстанет в абсурдном «Городе Зеро» (1987). В 2009 году, спустя тридцать четыре года после дебюта, в фильмографии режиссёра снова появится картина о враче провинциальной больницы – вольная экранизация чеховской «Палаты №6». Дав волю воображению в докторе Рагине можно увидеть логичный трагический финал идеалиста Солодовникова, оставшегося работать в провинции и оказавшегося в итоге пациентом палаты №6. От Шукшина до Чехова, оказывается, рукой подать».
Приятного просмотра!
Проект организован при поддержке Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова.
12+