Заключительные дни работы выставки «Шляпа волшебника»

21/02/2016


Шляпа волшебника: Муми-тролли и другие герои нашего детства», посвященная книге Тове Янссон и удивительной вселенной её героев, уже два месяца проходит в Государственной галерее на Солянке. Эскизы, куклы, картины и другие экспонаты, экскурсии и мастер-классы в её рамках, вызвали живой интерес зрителей. Поэтому организаторы решили не завершать выставку 23 февраля, как планировалось изначально, а продлить до 13 марта.


«Сотрудничество Государственной галереи на Солянке и Государственного центрального музея кино длится уже многие годы. - рассказывает директор Государственной галереи на Солянке Фёдор Павлов-Андреевич. - Бывший, ныне покойный, директор Солянки, Борис Павлов, много лет проработал заместителем директора Музея кино, занимаясь анимацией и неигровыми фильмами, - отсюда и изначальная дружба между двумя институтами, подкрепленная многочисленными совместными выставочными проектами, связанными с анимационным, документальным и игровым кино. Солянка всегда была счастлива выступать площадкой, экраном и трибуной для музея, лишенного собственных выставочных пространств.

Сейчас, когда Солянка отвечает за live art в городе, а также фильмы художников и анимацию - это сотрудничество обрело новую форму. Наши совместные выставки это всегда плод общего размышления кураторов и хранителей Музея кино и Солянки, для которых, пожалуй, «живое искусство» и кино являются излюбленными темами для размышления.

«Шляпа волшебника» - ещё одна такая выставка, где архивы Музея кино и особая форма мысли куратора музея, Павла Шведова, и кураторской команды Солянки подарили новый очень любопытный результат общему зрителю Музея кино и Солянки».


«Несколько лет тому назад, в Государственной Галереи на Солянке был опробован и затем многократно применён приём сочетания в сценографии выставки анимации, фильмов для детей и современного искусства. Произведения нами выбираются с учётом темы экспозиции и с осознанием того, что детям должно быть интересно (ведь их заинтересовать гораздо сложнее, чем взрослых). Как результат, для тех взрослых, кто любит посещать музеи галереи, появилось обязательное новогоднее мероприятие (выставка открылась 23 декабря 2015 года), на котором и взрослым и детям есть, что посмотреть. Неизменным партнером зимних сказочных выставок Галереи был и остается Государственный центральный музей кино. Так приятно видеть, сколько радости и восторгов вызывают кукольные экспонаты, мультики, эскизы и многое другое! Тот, кто был на наших выставках, не может не любить КИНО», - убеждена автор выставки - известный российский медиа-художник, арт-директор Государственного центрального музея кино Катя Бочавар.

На выставке представлено 14 экспонатов из фондов Музея кино, в их числе – куклы Муми-Мама, Хемуль-филателист, Сниф, Хемуль-ботаник из фильма «Муми-тролль и комета» (1978), а также эскизы персонажей этой картины - Морра, Снуснумрика, Хемуля, Муми-папы, Малышки муми, Вифслы и Тофслы. Кинорежиссёр фильма, созданного на «Союзтелефильме» в 1978 году, - Нина ШОРИНА. Она - автор ряда известных анимационных фильмов, таких как «Незнайка в Солнечном городе» (1977), «Сказка об очень высоком человеке» (1983), «Про Буку» (1984), «Дверь» (1986), «Сон» (1988), «Второе Я» (1989), «Второе Я» (1989), удостоенных призов международных кинофестивалей. В 1999 году Н.И. Шорина сняла в качестве автора сценария, кинорежиссёра и продюсера свой первый игровой фильм «Переводы с восточного», а в 2007 году картину «Ницше в России». Член Союза кинематографистов России, член АСИФа при ЮНЕСКО, Нина Шорина рассказала сайту Музея кино о работе над фильмом «Муми-тролль и комета».

«Мне нравятся истории, в которых Вселенная напоминает всем нам, кто истинный хозяин в этом мире.

Потому сказка о Муми-троллях, написанная финской писательницей Туве Янсон, так привлекла меня. Мы не должны забывать, какой великий дар,- жизнь на Земле и что в любой момент этот Дар мы можем потерять.

Поэтому история о сказочных муми-троллях, с завидной безмятежностью живущих в долине Муми: Муми-Папа и Муми-Мама, Муми-тролль и другие её обитатели, нисколько не подозревающие, что на них летит Хвостатая Комета, так жизненна и так актуальна.

И если Муми-Папа и Муми-Мама предпочитают спокойное и благополучное пребывание в Долине Муми, то их любознательные дети, Муми-тролль и другие, отправляются в Высокие горы чтобы разузнать, что же это такое, - Комета и чем она может угрожать обитателям долины Муми.

Вот такую историю мне посчастливилось, - как я сейчас понимаю, - снять в Творческом объединении «КРАН». Со сценарием пришлось повозиться мне самой, - поскольку официального «автора» экранизации мини-сериала никто в глаза никто не видел, хотя его имя стоит первым в титрах фильма, что было вполне распространенной практикой на государственных студиях. Режиссёрам, как правило, не разрешали писать сценарии.

Повезло фильму и с художником,- им оказалась Люда Танасенко, удивительно рукотворный и изобретательный человек, которая создала из пластмассы целый Муми–мир: и деревья, и маленьких обитателей танцплощадки, и ещё множество всякой всячины, и чья авторская рука смело и талантливо прошлась по всему фильму.

Сказочно повезло и с композитором. Алексей Рыбников в те времена сотрудничал с телевидением и замечательные мелодии он сочинил, в основном, глядя на экран. На эту импровизацию стоило посмотреть.

Не могу не вспомнить и двух, ныне покойных операторов, - Леву Кольвинковского и Володю Венедиктова, который обладал редкой способностью работать со светом и немало сделал для создания тревожной атмосферы фильма в той его части, где Комета приближалась к Земле.

Сейчас, когда я всё это пишу, понимаю, как же важно с кем ты работаешь! Как незаменим талант…

Прошло много лет, хотя кажется, это было- вчера… И конечно же я рада за всех нас, что наши усилия не прошли даром и фильм «Муми-тролль и комета» до сих пор любим и его смотрят все новые и новые поколения наших детей».


Выставка «Шляпа волшебника: Муми-тролли и другие герои нашего детства» продлится до 13 марта 2016 года.