Открытие XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы»

26/02/2019
С 25 февраля по 2 марта Госфильмофонд России проводит очередной XXII фестиваль архивного кино «Белые Столбы». Фестиваль был создан в первую очередь для киноведов и архивистов. Но с самых первых лет в нем принимают участие и кинематографисты: режиссеры, операторы, сценаристы и актеры. Помимо постоянных рубрик «Реставрации» и «Архивные находки», в которых представлена текущая работа одного из крупнейших киноархивов в мире, главной задачей фестиваля, как и прежде, остается знакомство кинозрителей с фильмами из коллекции Госфильмофонда. Мы хотим обратить внимание на неизвестные или полузабытые картины. Да и классику и классиков можно и даже необходимо переоткрывать. Помимо госфильмофондовских пленок, на фестивале будут представлены материалы из коллекций РГАКФД, Шведского киноинститута, Мюнхенского музея кино. 

Важнейшая часть любого фестиваля архивного кино – реставрации. 

В рамках открытия был показан «Обломок империи» (1929) Фридриха Эрмлера – шедевр немого кино. Впервые за семьдесят лет зрители увидели оригинальную версию одной из канонических лент мирового кинематографа. Фильм восстановлен Госфильмофондом совместно с музеем кино EYE (Амстердам) и Фестивалем немого кино в Сан-Франциско, реставрация заняла семь лет. Показ прошел в сопровождении симфонического оркестра: оригинальная музыка к фильму была написана одним из ведущих композиторов советского авангарда Владимиром Дешевовым. В числе реставраций и важнейшая картина эпохи «перестройки» – «Облако-рай» (1990) Николая Досталя. Оригинальные негативы в России не сохранились, и новая копия печаталась с контратипа при непосредственном участии режиссера и оператора фильма. На фестивале картину представят режиссер Николай Досталь, оператор Юрий Невский, актеры Андрей Жигалов, Ирина Розанова и Сергей Баталов.

Одна из крупнейших рубрик в этом году – «Пианино и пианисты». Фотогеничность рояля была отмечена еще в годы немого кино. В эпоху звукового кино пианисты как люди с особой душевной организацией часто становились героями сложных психологических драм. В рубрике представлены работы классиков мирового кино – Роберта Вине («Руки Орлака, 1924), Джозефа фон Штернберга («Обесчещенная», 1931), Макса Офюльса («Блестящий вальс Шопена», 1936), Ингмара Бергмана («Осенняя соната», 1975), Иштвана Сабо («Концерт», 1962), Боба Рейфелсона («Пять легких пьес», 1970). Есть и вещи редкие, едва ли когда-нибудь демонстрировавшиеся в России – например, авангардный фильм Фридриха Фейера «Разбойничья симфония» (1936). В программу включены и документальные съемки великих пианистов – Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Якова Флиера и др. 

Среди новых архивных находок – мелодрама «Псиша, танцовщица Екатерины» (1922), снятая в Германии с участием выдающихся театральных актеров Ольги Гзовской и Михаила Тарханова, и один из последних советских немых фильмов «Про обезьянку» (1935). В коллекции Госфильмофонда обнаружились и две американские картины, ранее считавшиеся утраченными: остросюжетный фильм «Заплати мне» (1917) с участием звезды немого кино Лона Чейни и экспериментальный фильм Романа Фролиха «Пленник».

Самая масштабная программа фестиваля – «Шестидесятые» – посвящена эпохе расцвета советского кино. Мы старались избежать показа канонических лент и при этом представить все разнообразие жанров и стилей эпохи. Авторы этих картин, легендарные кинематографисты, сами будут представлять свои работы пятидесятилетней давности. Можно смело утверждать, что впервые за историю фестиваля у зрителей будет возможность в течение одной недели увидеть такое количество выдающихся кинематографистов, тех, кто создавал историю советского кино. 

Как обычно, рубрики фестиваля пересекаются, и к 1960-м относится множество картин из программы «Студенческие работы» – курсовые и дипломные работы будущих классиков отечественного кинематографа. 

26 февраля, во вторник, режиссер Владимир Наумов представит свой фильм «Монета», который он снял в 1962 с Александром Аловым. Вечером того же дня один из лучших операторов отечественного кино Геннадий Карюк (снявший большинство фильмов Киры Муратовой и Станислава Говорухина) представит картину «Случай из следственной практики» (1968), а также свои учебные работы: «Сестры» (1964) и «Я – Куба» (1965). Кинорежиссер Юлий Файт, чей фильм «Мальчик и девочка» стал одним из главных событий прошлого фестиваля, в этом году представит новую работу – короткометражную ленту «Немых теней живые голоса». Демонстрация этой картины приурочена к 60-летию режиссерской деятельности Юлия Андреевича. 

27 февраля, в среду, Андрей Смирнов, постановщик легендарных фильмов «Ангел», «Белорусский вокзал», «Осень» и т.д., представит свою вгиковскую работу «Эй, кто-нибудь!» (1962) и первую полнометражную картину «Пядь земли» (1964). В фильме «Эй, кто-нибудь!» дебютировала будущая звезда кинематографа 1960-х Ольга Гобзева (ныне – инокиня Ольга). Она приедет на фестиваль, чтобы представить эту картину вместе с режиссером, а также фильм «Анюта» (1964), который будет показан широкой публике впервые за пятьдесят лет. 

28 февраля, в четверг, выдающийся режиссер Андрей Хржановский представит свою курсовую работу «Новый знак» (1962).