«Кино – это режиссура»: новая программа Кинолектория Музея кино

15/01/2016

25 января 2016 года фильмом «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани открывается новая программа Кинолектория музея кино, которая будет проходить в течение года на площадке Библиотеки киноискусства имени С.М.Эйзенштейна.

Цикл фильмов, включённый в новую программу, посвящён режиссуре выдающихся мастеров отечественного и мирового кинематографа.

О том, из каких слагаемых состоит режиссура фильма, предстоит узнать слушателям лектория, автором которого выступает учёный секретарь Музея кино Ирина ПАВЛОВА:

«В прошлом году совместно с Библиотекой киноискусства имени С.М.Эйзенштейна мы успешно провели программу «Ночь искусств», попытавшись за несколько часов вкратце рассказать историю отечественного немого кино. Зрителям программа понравилась, и руководство Библиотеки решило продолжить сотрудничество с нашим музеем. Так в 2016 году появился Кинолекторий Музея «Кино – это режиссура». Тема эта возникла в рамках общей концепцией нашей деятельности в Год российского кино, сформулированной так: «Кино – это…», и вбирающей в себя все составные части кинокультуры. Мы хотим сделать этот лекторий не просто информационной программой, сообщающей зрителям справочные сведения о фильме и режиссёре, которые можно без труда найти и в интернете, а своего рода своеобразным киноведческим ликбезом, где будут проанализированы отдельные стилевые компоненты, индивидуальные качества работы различных мастеров режиссуры, художественное своеобразие демонстрируемых картин.

В программе будут показаны 9 картин девяти выдающихся режиссёров, представляющих, если угодно, квинтэссенцию своей профессии: «Жил певчий дрозд» (1970) Отара Иоселиани, «Июльский дождь» (1966) Марлена Хуциева, «Сталкер» (1979) Андрея Тарковского, «Мой друг Иван Лапшин» (1984) Алексея Германа, «Торпедоносцы» (1983) Семёна Арановича, «Дни затмения» (1988) Александра Сокурова, «Познавая белый свет» (1978) Киры Муратовой, «Родня» (1981) Никиты Михалкова, «Я тоже хочу» (2012) Алексея Балабанова.

Выбранные нами ленты – это не только произведения, уже ставшие киноклассикой, но играющие исключительно важную роль в творчестве своих создателей, и в отечественной кинокультуре в целом. Каждый из этих фильмов – заметная веха в искусстве, в каждом проявлен уникальный авторский почерк. Все представленные в программе ленты поставлены по очень хорошим сценариям. Но если прочесть их просто как литературу, то, скорее всего, в воображении возникнет совершенно не то кино, которое получилось в результате. Режиссёр во все времена, особенно если это яркая художественная личность, использовал драматургический материал как некую точку отсчета, а не прямое руководство. Возникающий на экране материальный мир зачастую довольно далеко отстоит от литературной первоосновы. Достаточно вспомнить книгу братьев Стругацких «Пикник на обочине» и фильм Андрея Тарковского «Сталкер». «Пикник на обочине» - это, прежде всего, сюжет о том, что человек, высказывая вслух собственные желания, никогда не может быть уверен, что это и есть его подлинные желания. Сюжет о том, что над глубинами своего подсознания человек не властен. Андрей Тарковский снимает фильм о другом. О страшном, невыносимом пути к исполнению мечты. И о том, что дойдя до точки, где мечта должна исполниться, человек внезапно обнаруживает, что истинным желанием был сам путь, его преодоление.

Отталкиваясь от драматургической основы, каждый режиссёр строит свой собственный мир. Идея фильма «Жил певчий дрозд» была записана всего на 8 страничках. Многое снималось импровизационно, что будет происходить в каждый новый съемочный день, не знал даже сам Отар Иоселиани.

В программу Кинолектория включён фильм «Июльский дождь» Марлена Хуциева. В своё время режиссёр говорил в интервью, что это вторая часть задуманной им трилогии и если первая называлась «Мне двадцать лет», то вторую можно было бы назвать «Мне тридцать лет». Кино про кризис среднего возраста снимали многие: человек миновал стадию юношеской эйфории и обнаруживал, что в его пути что-то не так. Как перестроить свою жизнь? Что означает начать жить с нуля, когда, казалось бы, всё в жизни уже обустроено? Режиссер ставит своих героев в сложные обстоятельства, проводит их через драму принятия судьбоносных решений.

Алексей Герман всю жизнь мечтал снять фильм о своём отце – писателе Юрии Германе, слава к которому пришла в непростые 30-е годы прошлого века. Лента «Мой друг Иван Лапшин» - снятая по мотивам отцовской прозы, в классическом жанровом определении – нечто среднее между мелодрамой о несчастливой любви и детективной историей о поимке матёрого бандита. А по сути - это и в самом деле, кино про родителей: как они жили, как любили, над чем смеялись и плакали. Герман в этой картине воссоздал мир, в котором жили его родители. Главную роль исполнил актёр Андрей Болтнев, найденный в новосибирском театре «Красный факел» специально для этой роли, и не вина режиссера, что зрители раньше увидели Болтнева в лентах Семена Арановича «Торпедоносцы» и «Противостояние».

Фильм «Торпедоносцы» также включён в программу Кинолектория Музея кино. События ленты разворачиваются в 1944 году, на маленьком аэродроме, где базируется полк морской авиации. Это совершенно необычная картина о войне, где каждая деталь быта дышит обыденной мирной жизнью, где просто с работы мужчины не всегда возвращаются домой...

«Дни затмения» Александра Сокурова – это, по большому счету, кино без сюжета. Есть фильм как процесс, как некая форма бытия. «Дни затмения» - необычайно тонкое отражение чувственного восприятия мира режиссёром. Ни до, ни после у Сокурова такого фильма не было, он уникален для его творчества.

Фильм Киры Муратовой «Познавая белый свет» когда-то прошёл по рубрике "фильмы о рабочем классе", на которую у всех была острая идиосинкразия. Именно тогда, когда снимать кино о «простом рабочем человеке» стало для каждого уважающего себя режиссера совсем неприлично (просто потому, что таков был заказ режима), Муратова сняла оду этому самому «простому рабочему» - и в результате получился тончайший, нежнейший фильм о людях и любви.

«Родня» Никиты Михалкова, - в отличие от его предыдущих работ, события которых происходят в другие эпохи, - фильм о современниках. Режиссёр обращается к героям из довольно непрезентабельной социальной среды, и внезапно эти простые и нелепые герои оказываются вдруг носителями высокой жизненной философии.

И, наконец, прощальная картина Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Глубоко личностный, по-своему даже лирический фильм-исповедь….

Кинолекторий «Кино – это режиссура» будет проходить в течение 9 месяцев.

Раз в месяц зрители смогут прослушать лекцию и посмотреть фильм. Программа рассчитана на аудиторию, всерьез интересующуюся кинематографом, которая, возможно, в рамках нашего лектория сможет научиться разбирать фильм, анализировать его художественную структуру.