Кинодата. 70 лет назад вышел на экраны фильм Михаила Чиаурели «Клятва»

29/07/2016

70 лет назад - 29 июля 1946 года – вышел на экраны фильм Михаила Чиаурели «Клятва».

Этот фильм-эпопея, повествующий о становлении советской власти под мудрым руководством вождя всех народов, пользовался в свое время огромным успехом у зрителей, но после разоблачения культа личности Сталина, был вытеснен на обочину советской киноистории вместе со своим создателем - Михаилом Чиаурели, объявленным режиссером тоталитарного кино и пособником преступлений сталинизма. Сегодня пришло время заново оценить высокие художественные достоинства «Клятвы» и вернуть ей право именоваться шедевром советского кино.



«Клятва» была задумана как эпохальный фильм о Сталине и советской истории с 1924 по 1945 год, к его съемкам М. Чиаурели готовился десять лет. Соавтором сценария был известный советский писатель-орденоносец П. Павленко .

В предисловии к окончательному варианту сценария «Клятвы» авторы пишут:

«Как рассказать о Сталине? … никто из художников не сумел уловить и передать теплый блеск его глаз, обаяние улыбки, скрытый юмор метких, разящих слов – те едва уловимые детали, своеобразие которых присуще только ему и которые составляют черты его индивидуального облика, простого, но эпического…»

В «Клятве» Сталин приобретает черты богочеловека: он не стареет, видит будущее, может легким прикосновением завести поломанный трактор. М. Геловани, сыгравший Сталина и в этом фильме, писал, что здесь его актерская задача была «совершенно новой»: если верить его воспоминаниям, он испытывал почти религиозный экстаз по ходу работы над ролью – «во мне жило ощущение постоянного присутствия самого товарища Сталина».

Сверхзадачей этого грандиозного двухсерийного фильма было сведение истории СССР к «Краткому курсу». Более того, в «Клятве» было задано его продолжение: история войны была «дописана» в сталинском духе. М. Чиаурели и П. Павленко действительно была проведена титаническая работа: все периоды сталинской истории были символизированы, все знаковые обороты советской риторики переведены на язык кино. Центральный символ – клятва, данная Сталиным в выступлении на 2 Всесоюзном съезде Советов (26 января 1924 г.). В фильме он произносит ее на Красной площади, в окружении народа, который также клянется хранить верность делу Ленина и партии.

«Клятва» построена как сложная иерархия символов. Вне символической целостности отдельные эпизоды этого фильма кажутся абсурдными: в одном из них Сталин выходит на пустынную Красную площадь и видит героев, окруживших застрявший трактор. «Конечно, свечи» -- говорит вождь, легко заводит машину, садится за руль и видит будущее, где тысячи тракторов вспахивают советские земли. Сидя в маленьком советском тракторе, Сталин берет курс на индустриализацию страны.

В 1946 г на международном фестивале в Венеции «Клятва» получила первую премию – в знак признания государства-победителя и его новой роли на геополитической карте мира. Чиаурели, Павленко и актеры М. Геловани, С.Гиацинтова, Н.Плотников были удостоены Сталинской премии I степени -- это была самая «денежная» (100 тыс. руб. ) награда при Сталине, лауреатов которой он определял лично.

Источник: UrokiIstorii.ru