Специальное мероприятие к 100-летию художника по костюмам Ольги Кручининой

14/06/2017

Государственный центральный музей кино приглашает зрителей на вечер, посвященный 100-летию художника по костюмам Ольги Кручининой. 29 июня, 19:00, библиотека им. С.М. Эйзенштейна. Вход бесплатный!

Гости узнают подробности профессиональной биографии Ольги Семёновны и посмотрят её эксклюзивное видеоинтервью, запись которого хранится в коллекции Музея кино. Режиссер интервью – Сергей Страхов. Также в рамках вечера состоится показ эскизов Ольги Кручининой из коллекции Музея кино.

Вход бесплатный. Ждём посетителей 29 июня в 19:00 в библиотеке киноискусства имени С.А. Эйзенштейна (Каретный ряд, д. 5/10).

Проведёт мероприятие Эмма Рафаиловна Малая, старший научный сотрудник Музея кино, хранитель коллекции костюмов и сама по профессии художник по костюмам, много лет проработавшая на Киностудии им. Горького. Эмма Рафаиловна создала костюмы более чем к 30 фильмам – в том числе, к таким картинам как «Офицеры», «И снова Анискин», «Однажды двадцать лет спустя», «И тогда я сказал нет», «Иванов катер», «Шёл четвертый год войны» и другим.

Гости мероприятия узнают от Эммы Малой о значении и специфике работы художника по костюмам в кино. На примере творчества Ольги Кручининой ведущая вечера расскажет о том, чем отличается исторический костюм от костюма, придуманного для персонажа сказки, сколь многое может рассказать платье персонажа о его характере и судьбе, почему в кино костюм любой исторической эпохи обязательно должен выглядеть модным и о многом другом, не менее интересном.

Эмма Рафаиловна Малая: «Ольга Кручинина вместе с Лидией Нови основали во ВГИКе мастерскую художника по костюму. Можно сказать, что все, кто работает сегодня – их ученики. Обучали не только ремеслу, но и давали образование в более широком смысле, ведь сделать эскизы костюмов – только полдела, нужно еще воплотить эти эскизы в жизнь. Сейчас, наверное, это сложно понять, но тогда не было ни материалов, ни отделок, покрасить ткань тоже было сложно. Ездили по фабрикам, искали… Тем не менее, фильмы, над которыми работала Ольга Кручинина, стали образцами искусства художника по костюмам. Она большой мастер».


Эскиз художника по костюмам О. Кручининой. Купцы и бояре новогородские, фильм «Садко», реж. А. Птушко, 1952 г.
Из коллекции ГЦМК.

Ольга Семёновна Кручинина – народный художник Российской Федерации, заслуженный работник культуры РСФСР, член Российской Академии кинематографических искусств «НИКА». В 1941 году окончила художественный факультет Текстильного института и устроилась на работу в Московский Дом моделей. Проработав на Кузнецком мосту четыре года, в 1945 году Ольга ушла в кино. Кинорежиссер Василий Журавлев пригласил её участвовать в создании костюмов для фильма «Пятнадцатилетний капитан» на киностудии имени М.Горького. В это же время молодого художника заметил знаменитый киносказочник Александр Птушко. С ним Ольга Кручинина сделала семь картин, среди которых «Руслан и Людмила», «Каменный цветок», «Алые паруса».

Как к художнику по костюму к Ольге Семёновне обращались режиссёры Григорий Александров, Владимир Басов, Сергей Юткевич, Михаил Калатозов, Эльдар Рязанов; в её костюмах снимались звёзды советского экрана Любовь Орлова, Элина Быстрицкая, Ирина Скобцева, Александра Вертинская, Олег Стриженов, Василий Лановой, Борис Андреев, Сергей Столяров, Юрий Яковлев. Ольга Семёновна не только «одевала» кинематографистов, но и дружила с ними.

Свой опыт Ольга Кручинина много лет передавала молодым художникам. С 1962 по 1964 годы преподавала на художественном факультете Текстильного института, а с 1977 по 2002 год – во ВГИКе. Многие фильмы были отмечены премиями международных кинофестивалей.

Ольга Семёновна Кручинина создала костюмы к 44 фильмам. Вот только некоторые из них:

  • «Садко» (1952),

  • «Верные друзья» (1954),

  • «Илья Муромец» (1956)

  • «Гусарская баллада» (1962),

  • «Сказка о потерянном времени» (1964)

  • «Сказка о царе Салтане» (1966)

  • «Зигзаг удачи» (1968),

  • «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975),

  • «Мимино» (1978),

  • «Красные колокола» (1982) и др.