«Карусель» (1962, реж. М. Кобахидзе)


Смотрите онлайн!

10/01 — 31/12/2021


Смотрите онлайн!

10/01 — 31/12/2021
Рубрика «Ты помнишь, как всё начиналось…»
Начинаем год с приятных воспоминаний. В рубрике «Ты помнишь, как всё начиналось…» смотрим «Карусель» (1962) Михаила Кобахидзе. Фильм представляет киновед Яна Бовбас: 

«В Москве наступает утро, улицы залиты солнцем, советские граждане выходят из своих домов и дружным строем направляются на работу. Так же дружно они пьют воду из автоматов и разворачивают газеты, поднимаясь из подземного перехода (начало «Карусели» даже сравнивали с «Кояанискатси» Годфри Реджио, усматривая в нем определенную документальность). В этом многолюдном городе вдруг встречаются двое — Он и Она. Улицы пустеют. Комическое сменяется лирическим, и наоборот. Все это подчеркнуто музыкой и изобретательно подобранными шумами. 

Легкость, игривость, ускоренные движения людей в кадре, пантомима, отсутствие диалогов (вместо них — щебет птичек или рык льва) — все это напоминает раннее немое кино. Или, скорее, звуковые фильмы Чаплина периода «Огней большого города» или «Новых времен», когда он сопротивлялся появлению в кино не столько звука, сколько речи, а вместе с ней — потере универсальности киноязыка и кинообразов. 

«Карусель» — это вторая учебная работа Михаила Кобахидзе во ВГИКе. Тогда он и представить себе не мог, что вся его режиссерская фильмография ограничится шестью черно-белыми короткометражками, а снять полный метр ему будет так и не суждено. 

Мастер начинающего режиссера, Сергей Герасимов, поощрял его эксперименты, но после «Карусели» опасался, что Кобахидзе обвинят в формализме. Так и вышло, но уже чуть позже и в связи с другими проектами. Но что для советского чиновника «формализм» или даже «профессиональная беспомощность», то для западного критика — настоящая поэзия, материал для исследований и повод для организации ретроспектив». 

Приятного просмотра! 


Проект организован при поддержке Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова.