Киносеансы с 24 мая по 27 мая

21/05/2018

Кино военных лет: разные страны, разные жанры и одна победа

24 мая в 16.00, зал им. Андрея Тарковского

«Рим, открытый город» (1945, реж. Р. Росселини)

Шедевр итальянского неореализма. Рим, 1944 год. Гестапо охотится за подпольщиком Джорджо Манфреди. Тот находит приют у своего друга и его невесты. Но сюжет о героическом подпольщике теряется на фоне сцен из жизни оккупированного немцами Рима. Женщины, мужчины, дети. Коммунисты, монархисты, священники. Пёстрая людская толпа, в которой есть место и героям, и предателям – вот подлинный герой этой картины.

По поводу этого фильма Андре Базен писал: «Анна Маньяни — незабываемая молодая беременная женщина; Фабрици — священник; Пальеро — участник движения Сопротивления — и другие естественно стали в нашей памяти в один ряд с наиболее волнующими образами, созданными в кино ранее».


Кинотеатр Андре Базена. К 100-летию выдающегося теоретика кино

24 мая в 17.00, зал им. Дзиги Вертова

«Лисички» (1941, реж. У. Уайлер)

Шедевр Уильяма Уайлера, несколько заслоненный «Гражданином Кейном», но не теряющий своей выразительности. Одна из лучших ролей Бетт Дейвис в кино.

По поводу картины Базен писал: «Режиссер и оператор, предусмотрев каждую деталь, превратили поверхность экрана в настоящую шахматную доску, на которой разыгрывается драматическое действие. Самые ясные, если и не самые оригинальные, примеры такого рода мизансцен, доведенные до точности чертежа, мы находим в «Лисичках» Уайлера»


Кино военных лет: разные страны, разные жанры и одна победа

25 мая в 16.00, зал им. Андрея Тарковского

«Нашествие» (1944, реж. А. Роом)

Фёдор Таланов возвращается в родной город после отсидки. Родные смотрят на него с недоверием, друзей нет, а тут ещё и враг вот-вот возьмёт город. Пьеса Леонида Леонова в руках Роома превращается в зрелище увлекательное, авангардное и неоднозначное. Нянечки и купцы, словно сбежавшие из собрания сочинений Островского, благородные отцы, патетические матери, неуловимые партийцы – и на этом фоне трагический Фёдор Таланов в исполнении Олега Жакова.


Столетие авангарда

В сумраке немецкого киноэкспрессионизма

25 мая в 17.00, зал им. Дзиги Вертова

«Пражский студент» (1926, реж. Х. Гелеен)

Студент Балдуин страдает от безденежья и решается заключить странный контракт с итальянцем Скапинелли. Тот обязуется дать студенту большую сумму денег, а взамен получает право забрать любой предмет из комнаты Балдуина. Этим предметом окажется отражение студента в зеркале. И вот уже Балдуина преследует зловещий двойник, совершающий злодейства и стремящийся разрушить всё, что было студенту дорого.

Ремейк одноименного фильма 1913 года. Второе, после «Кабинета доктора Калигари» совместное появление Конрада Фейдта и Вернера Крауса на экране. Исполнивший в «Калигари» роль сомнамбулы Чезаре Фейдт играет в ленте Гелеена Балдуина, а Краус, игравший в «Калигари» собственно Калигари, становится здесь демоническим Скапинелли.


Классика советской мультипликации. Сказки со смыслом

26 мая в 13.00, зал им. Дзиги Вертова

«Волшебный ковер» (1948, реж. Л. Атаманов)

Князь чудовищ, повелитель гор Вишап похитил всю воду из некогда цветущей долины, превратив ее в безжизненную пустыню. Но сказано было ему: конь, меч, волшебный ковер, дружба, труд и мужество вернут людям воду. Мультфильм по мотивам кавказских легенд, снятый легендарным Львом Атамановым, автором «Снежной королевы» и «Золотой антилопы».


Столетие авангарда

В сумраке немецкого киноэкспрессионизма

26 мая в 15.00, зал им. Дзиги Вертова

«Голем, как он пришел в этот мир» (1920, реж. П. Вегенер)

Изломанные крыши старой Праги. Мудрый рабби Лёв при помощи магии создает глиняного человека, который должен защитить еврейский народ от гонений. Шедевр экспрессионизма и самая узнаваемая роль Пауля Вегенера.


Кинолекторий «Лабиринт истории. Фильм за фильмом»

26 мая в 16.00, зал им. Андрея Тарковского

Тема: «Дзига Вертов и фильм «Шестая часть мира» (1926).

Фильм «Шестая часть мира» Дзига Вертов и группа «Киноки» сняли по заказу Госторга. Это был рекламный фильм, демонстрирующий богатства СССР, все, что добывает советский народ своим трудом на территории от Балтики до Сибири, от Белого моря до Туркменистана. Но Дзига Вертов превратил рекламу в поэтическую оду во славу советской земли: фильм завораживал своими визуальными рифмами, образами и метафорами, а еще поэтическими строками титров, обращенных к зрителям – хозяевам советской земли. Необходимый материал – уникальные кадры о жизни пастухов, охотников, оленеводов, рыбаков, хлопководов и даже шаманов – «Киноки» снимали по всей стране.


Кинолекторий «Кино и аниме: прогулки по Японии»

26 мая в 17.00, зал им. Дзиги Вертова

Тема: «Художественная традиция изображения театральных актеров и фильм Ёсиаки Кавадзири «Манускрипт Ниндзя» (1993)»

Новая «кинопрогулка» посвящена фильму Ёсиаки Кавадзири «Манускрипт Ниндзя» (1993). Прототипом главного героя этого анимэ стал воин Ягю Дзюбэй, герой самурайского эпоса и реальная историческая личность. «Манускрипт ниндзя» – анимационный боевик, созданный с особым, ностальгическим вниманием к самурайской культуре и ее отражению в японской живописи. О том, как развивалась традиция изображения самураев в гравюре и театре, и о том, как эта традиция повлияла на создание анимационного фильма «Манускрипт ниндзя», поговорим во время следующей «кинопрогулки».


Кинотеатр Андре Базена. К 100-летию выдающегося теоретика кино

27 мая в 16.00, зал им. Андрея Тарковского

«Пайза» (1946, реж. Р. Росселини)

Базен писал: «Прежде всего «Пайза» — это, вероятно, первый фильм, представляющий собой точный эквивалент сборника новелл. До сих пор мы знали только фильмы, построенные из отдельных скетчей, — жанр фальшивый и незаконнорожденный. Росселлини последовательно рассказывает шесть историй из эпохи итальянского Освобождения. Их единственную общую черту составляет элемент историзма. Три эпизода — первый, четвертый и последний — связаны с Сопротивлением; остальные представляют собой забавные патетические или трагические случаи, не имеющие отношения к наступлению союзников. Материалом для тех и других послужили проституция, черный рынок и жизнь францисканского монастыря. В фильме нет какой-либо прогрессии, помимо хронологической последовательности эпизодов, начинающейся с момента высадки десанта союзников в Сицилии. Однако социальный, исторический и человеческий фон, на котором разыгрываются все шесть историй придает им единство, вполне достаточное для формирования произведения, совершенно однородного в своем разнообразии».


Клуб документального кино

27 мая в 17.00, зал им. Дзиги Вертова

Тема: «Исторические личности»

Вас ждет встреча с авторами документального фильма «Заговор генералов. Александр Гучков. Дело оппозиции» (2017, художественный руководитель проекта Л. Кривцова), рассказ о создании фильма и дискуссия об истории России начала XX века.

*В программе возможны изменения