16 октября 2023 года Государственный центральный музей кино представил передвижной выставочный проект «От великого до смешного и обратно: экранные образы Петра I»

16/10/2023
Выставка, созданная при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, проходит в рамках проекта «Россия, помнящая Петра» Ассамблеи петровских музеев, к которой Музей кино присоединился в 2023 году. Открытие проекта состоялось в филиале Музея-заповедника «Бородинское поле» в городе Можайске 16 октября в 14:00. С приветственным словом на открытии выставки выступили директор Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Игорь Валерьевич Корнеев, директор Государственного центрального Музея кино Лариса Вячеславовна Баженова и советник главы Можайского городского округа, депутат Совета депутатов Можайского городского округа Василий Михайлович Овчинников. Мероприятие приурочено ко Дню основания военно-морского флота. 

В Можайске выставка продлится до 28 октября 2023. Затем она будет экспонироваться во «Всероссийском историко-этнографическом музее» города Торжок (с 3 по 30 ноября 2023) и в «Объединенном мемориальном музее-заповеднике Ю.А. Гагарина» города Энгельс (с 27 ноября по 20 декабря 2023). Архитектурной доминантой эффектной экспозиции стали модели кораблей – образы, крепко связанные в массовом сознании с личностью Петра I, основоположника российского флота. 

В фондах Музея кино собраны уникальные материалы, относящиеся к созданию нескольких фильмов о жизни и деятельности Петра I, а также тех фильмов, где он присутствует в качестве персонажа второго плана. Это картины «Пётр Первый» (1937 г., реж. Владимир Петров, по сценарию Алексея Толстого), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980 г., реж. Сергей Герасимов), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976 г., реж. Александр Митта), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970 г., реж. Юрий Шевырёв), «Демидовы» (1983 г., реж. Ярополк Лапшин), «Пётр Великий» (1986 г., реж. Марвин Чомски, Лоуренс Шиллер). «На выставке представлено широкое многообразие фотоматериалов и эскизов к фильмам о Петре I. Мы предлагаем рассмотреть не только картины, которые вошли в золотой фонд отечественного кино, но и проследить, какой фигуру императора видят современные кинематографисты. Из новых материалов, которые мы представляем широкой публике впервые – эскизы художницы Инессы Снежкиной к сериалу «Августейший посол» 2009 года. Мы благодарим Министерство культуры за поддержку в реализации этого проекта», – комментирует многогранность проекта директор государственного центрального Музея кино Лариса Баженова. 

Каждая эпоха и каждый постановщик предлагают зрителю свой ракурс взгляда на знаменитого самодержца и свою трактовку его личности, деятельности, значения его реформ. По тому, как менялся экранный образ Петра I, можно судить не только о развитии кинематографических средств выразительности, но и о более глобальных процессах. Не просто конкретная историческая личность, но и обобщённый образ самодержца-реформатора, полководца-завоевателя – как «подавали» Петра I в 1910-е, в 30-е, в 70-е, в 80-е? Гостям выставки предлагается ответить на этот вопрос и совершить экскурс в мир кино, в область отношения общества к «большой» истории.