Выставка «М. Ю. Лермонтов. Кино. Кавказские мотивы»


Выставка фотографий

4/07 — 30/08/2022


Выставка фотографий

4/07 — 30/08/2022
Выставка проходит в г. Санкт-Петербург
Вашему вниманию представлена выставка копийных материалов, посвящённых теме кино, из собрания Государственного центрального музея кино (Москва) – совместный проект МЦБС им. М. Ю. Лермонтова и Музея кино. Творчество М. Ю. Лермонтова, не дожившего несколько десятилетий до изобретения кинематографа, поразительно кинематографично. Поэтому его произведения неоднократно были воплощены на экране. 

Музей кино представляет эскизы костюмов к фильмам «Лермонтов» (1943), «Княжна Мери» (1955), «Бэла», «Максим Максимович. Тамань» [«Герой нашего времени»] (1965–1966), фотографии, запечатлевшие кадры чёрно- белой кинопостановки «Лермонтов» (1943) и «Ашик-Кериб» (1988), плакаты к фильму «Ашик-Кериб» (1988) и афишу к фильму «Максим Максимыч» (1927). 

Режиссёр, сценарист, актёр и театральный критик Владимир Барский экранизировал повесть «Максим Максимыч» (1927), действие которой происходит на Кавказе. В это время он работал на студии «Госкинпром Грузии». 

Четырнадцать лет спустя в истории экранизаций произведений Лермонтова начинается «золотой период». Фильмы, созданные в эти годы, характеризуются размахом постановок, прекрасным актёрским составом, трактовкой смыслов произведений близкой к авторской. 

К столетию смерти поэта режиссёр Альберт Гендельштейн начал работу над его первым биографическим фильмом по сценарию писателя Константина Паустовского. Великая Отечественная война прервала процесс. Съемки возобновились в 1942 г. в Средней Азии на Объединённой киностудии («Сталинабадской» и «Союздетфильм»). Они были завершены в 1943 г. На выставке представлены фотографии кадров из фильма, а также рекламные фото, эскизы костюмов, созданные художником Петром Степановичем Галаджевым. 

Режиссёр фильма «Княжна Мери» (1955) Исидор Анненский пригласил художника по костюмам Эльзу Давыдовну Рапопорт. Кинокритик Людмила Погожева считала, что костюмы героев, обстановка действия соответствовали букве лермонтовской повести. 

К классическим образцам экранизации произведений русской литературы можно отнести и масштабный проект режиссёра Станислава Ростоцкого, снявшего в 1965–1966 гг. на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького дилогию по роману «Герой нашего времени»: «Бэла» и «Максим Максимыч. Тамань». В создании этого проекта принимали участие не только московские кинематографисты, но и представители северокавказских киностудий. 

Художником по костюмам вновь была приглашена Э. Д. Рапопорт. Её ассистентом — Эмма Малая, ныне старший научный сотрудник «Музея кино». У фильма был большой подготовительный период, около года, который позволил творить обстоятельно. В одном из интервью Эмма Рафаиловна рассказывала о работе над фильмом: «Я обратилась в Институт этнографии в Москве, а также в Этнографический музей в Ленинграде и в Музей в Нальчике (Кабардино-Балкарской АССР). Была проделана колоссальная предварительная работа. По каким-то указаниям в тексте, вроде слияния рек, окрестного пейзажа, описания дома или свадьбы, специалисты- этнографы определили, что Бэла была кабардинка и действие на самом деле происходило в Кабарде. И затем нужно было скрупулезно изучить всё, что относится к этой части. Мы привлекли и специалиста по Лермонтову, и специалиста-этнографа. Я объезжала всю Кабардино-Балкарию, покупала подлинники, по которым потом можно было воспроизвести головные уборы, платья, крой, орнамент вышивок». Позже несколько костюмов из фильма поступили в Институт этнографии. 

Культовый фильм режиссёра Сергея Параджанова «Ашик-Кериб», созданный на студии «Грузия-фильм» представлен помимо чёрно-белых фотографий (хотя фильм выпущен в цвете) плакатами. Художник Игорь Павлович Лемешев, создатель многих киноплакатов «Совэкспортфильма», стал автором плакатов и к этому фильму. Творчество И. П. Лемешева – удивительный симбиоз классических и авангардистских амбиций. Он создал свою собственную систему цветового ассамбляжа, многослойного колористического ритма. Для этого же фильма плакат создал Леонид Богданов, один из ведущих художников «Рекламфильма» периода 1980-х гг. 

Представленные материалы позволяют оценить высокий профессионализм мастеров советского кинематографа и увидеть мир кино изнутри.

6+