«ВГИК 100»


Читайте и смотрите онлайн! Схема проезда

21/01/2021 — 31/12/2024


Вход свободный. Схема проезда

21/01/2021 — 31/12/2024
Онлайн-кинотеатр Музея кино
В 2019 году Всероссийскому Государственному Институту Кинематографии им. С. А. Герасимова исполнилось 100-лет. По такому поводу ученики главного киновуза страны не могли не снять фильм. О создании проекта рассказывает режиссер Станислав Светлов: 

«Оказался в числе авторов проекта я благодаря моему мастеру - Владимиру Валентиновичу Меньшову. Но почему именно он должен был снимать этот фильм? Тут нужна предыстория. 50 лет назад Владимир Валентинович уже работал над фильмом про ВГИК. Это был фильм к 50-летию вуза. Тогда Меньшов был аспирантом мастерской Ромма и ему поручили снять юбилейный фильм. Владимир Валентинович рассказывал, что провёл большую работу, снял уникальные кадры и запечатлел великих людей. Например, он был на съёмочной площадке «Войны и мир», где снимал Бондарчука за работой. Но основа фильма, насколько я понял с его слов, строилась на условном соперничестве мастерской Ромма и мастерской Герасимова, которые находились на одном этаже, друг напротив друга. Сначала фильм всем понравился. Но потом его посмотрело руководство, и сам Герасимов. Ему не понравилась в каком свете выставил его Меньшов. Кажется, там был отрывок с репетиции, где Герасимов произносил строчку из Пушкина «Я царствую...». Фильм не выпустили на юбилей, положили на полку, а потом и вовсе приказали пленку смыть! Так фильм исчез навсегда. Зная эту историю Ректор ВГИКа Малышев предложил Меньшову таким образом восполнить утрату и несправедливость и снять фильм к 100-летию. Владимир Валентинович подтянул своих студентов: меня и Игоря Горбачева с прошлого выпуска, и так мы стали работать втроём. 

Какой-то конкретной изначальной идеи не было. Понятно, что за 100 лет истории есть о чем рассказать. Мы стали просто набирать материал, изучили весь архив, в поисках интересных фактов. Приносили Меньшову. Он конечно сильно нас направлял, постоянно воспоминая что-то из своей жизни о людях, работавших во ВГИКе. Так мы пришли к простой идее, что надо бы собрать выпускников, которые расскажут о своей учебе. Но как сделать разговор живым? Владимир Валентинович предложил собраться во ВГИКе, сесть за стол, там должно быть вино, закуска. Включаем камеры и все, дальше все пойдёт само собой. Душевная атмосфера, дружеские беседы. Нам с Игорем не очень эта идея понравилась, она казалась какой-то консервативной. Все это напоминало «пока все дома». Но мы доверились опыту и интуиции Меньшова, тем более сложно спорить с человеком, получившим «Оскар». Мы начали приглашать гостей, участников застолья. Многие не смогли в силу здоровья и возраста. Так у нас появились главные герои: Конюхова Татьяна Георгиевна, Дружинина Светлана Сергеевна, Мукасей Анатолий Михайлович, Алисов Вадим Валентинович, Финн Павел Константинович, Рязанцева Наталия Борисовна. Мы придумали схему расположения камер (их было 6), освещение, оформление холла 4 этажа. Это был наш первый съёмочный день. Беседа и правда оказалась живой и душевной. Все герои охотно рассказывали о своей молодости об учебе во ВГИКе. Вспоминали своих друзей сокурсников. Вино и закуска и правда сделали своё дело. Меньшов оказался прав! Эта съёмка стала основой нашего фильма. 

Команда фильма была небольшая. Нас трое, оператор Павел Медведев (курс Алисова, с которым я снял все свои учебные фильмы), художник Вероника и группа звукорежиссеров. С одной стороны, не хватало продюсера, поэтому нам самим приходилось делать всю организационную работу. Но с другой стороны мы контролировали весь процесс сами. Сценария у нас не было до самого конца. Работали можно сказать по наитию. Владимир Валентинович шел не от концепции, а от содержания. Как он говорил: «Сейчас наберем мясо, потом будем уже его насаживать». После встречи выпускников во ВГИКе, мы примерно полгода ездили и брали интервью у ВГИКовцев разных поколений. Половину интервью не вошло, к сожалению, в фильм, мы были ограничены хронометражем, хотелось уложиться в час. Так, например, не попало в финальный монтаж интервью оскороносного мультипликатора Александра Петрова. Самые интересным интервью для меня было на съемочной площадке фильма «Одесса», где мы беседовали с режиссером и продюсером Валерием Тодоровским и оператором, работающим в Голливуде Романом Васьяновым. 

Следующий этап работы был завязан на архивных съемках и отрывков из фильмов. Так мы решили рассказать о 20-40-ых. Вообще хронологический порядок повествования прослеживается в фильме. Это наверно и стало нашей простой концепцией. Одновременно с этим снимали поступающих. Абитуриенты в коридорах — это то, без чего невозможно представить ВГИК, так как всем, кто здесь учился это запомнилось на всю жизнь. 

Последним, что мы снимали был поэтический эпизод. Мы представили, что ВГИК живет ночью, что дух тех людей, которые здесь учились, остался в его стенах и витает в воздухе. Владимиру Валентиновичу очень нравилось, что памятник Тарковскому, Шукшину и Шпаликову оживает ночью и они вместе идут пить пиво на всю ночь и говорить о кино. Долго не могли придумать как это решить технически. Снимали даже два раза. 

Дальше был очень долгий период монтажа. Первые версии у нас были по 2 часа. Потом шлифовали, с болью в сердце отказывались от эпизодов. Надо сказать, Владимир Валентинович вместе с нами на протяжении 2х месяцев не вылезал из монтажной. Каждый день мы встречались 6 дней в неделю и монтировали. Для него вообще было новым: монтаж на компьютере. Ему это было непонятно, все эти монтажные программы. Вот пленка и ножницы тут все ясно, а у вас так долго, эти рендеры бесконечные. Пока шел рендер Владимир Валентинович что-то рассказывал, историй у него очень много. Особо весело монтировали пролог фильма: взяли кадры кинохроники, где Ленин с Бонч- Бруевичем гуляют по Краснотой площади. Через титры, как в немом кино мы придумали им реплики о необходимости создания киношколы. Чего только не приходило в голову, что можно вложить в уста вождя. Когда показывали первую сбоку Вере Валентиновне Алентовой, то дошло до сильных противоречий между Меньшовым и Алентовой. Она говорила, я за тебя выходила, как за талантливого режиссера, а это пошлость. Ничего не пошлость, зал будет хохотать - отвечал Меньшов. В итоге конечно эпизод остался, на критику зрителям. 

Все студенческие билеты и зачетки, использованные в фильме, хранятся во ВГИКоском архиве. Там находятся личные дела каждого студента. Доступ в этот архив получить очень сложно, только при прямом согласовании с ректором. У нас был почти карт-бланш. Это очень волнительно держать в руках студенческий Тарковского или зачетку Шукшина, читать выговоры за неподобающие поведение в общежитии и рукописи с поступлений. Это конечно уникальная возможность прикоснуться к таким ценным документам. И я очень рад, что мы смогли их оцифровать и вставить в фильм, чтобы их могли увидеть зрители. Это решение показало, что все когда-то были простыми студентами, получали оценки на экзаменах и предъявляли студенческие билеты на входе в музеи. 

В общей сложности, работа над фильмом шла с марта 2018-го года по сентябрь 2019-го. Как говорил ранее, многое в финальный монтаж не вошло. Наверно 2/3 от всего материала. Мы понимали, что всю историю ВГИКа не охватить. Пришлось чем-то жертвовать. Разумеется, в 90-ые – 00-ые были выдающиеся кинематографисты ВГИКовцы. У нас был интереснейший эпизод про Луцика и Саморядова, про их уникальную кинодраматургию и трагичную судьбу. Но никак он не вписывался в общую канву. Когда вспоминают ВГИК, то в первую очередь вспоминают про Тарковского, Шукшина. Так уж сложилось, но самые яркие годы и правда были 60-80. Как говорит один из героев нашего фильма: «Это был золотой век ВГИКа и вообще кинематографа!». На это мы и сделали основной уклон. Всех остальных тоже не забыли: финал картины построен на нарезке из кадров фильмов выпускников. Там есть и Луцик с Саморядовым и Сокуров и Абдрашитов. Расширенной версии, увы, не будет. Но вот выложить в отрытый доступ все интервью Ректор дал разрешение. Пока руки не доходят этим заняться. 

Предпремьера состоялась в юбилей (80лет) Меньшова 17 сентября 2019 года. Тогда картину впервые показали Ректору и всем пришедшим поздравить Владимира Валентиновича. Показ был в старом зале, что очень символично. Это был самый первый показ на зрителя. И потом уже большая премьера в новом зале ВГИКа в день 100-летия. Кажется, это было 27-сентября. Сейчас во ВГИКе, как и всегда, есть интересные студенты. Но их единицы. Самобытных непохожих почти нет. ВГИК больше готовит кадры для индустрии. Если весь советский кинематограф строился на персонах, на авторах (Гайдай, Тарковский, Соловьев) то сейчас это больше про бизнес, про тираж. И индустрии нужны профессиональные кадры, которые ВГИК им каждый год предоставляет. Найдутся ли среди выпускников те, кто станет автором? Надеюсь. На прошлом ВГИКовском фестивале я был председателем студенческого жюри. Наш приз мы отдали картине «Монатика знаешь?» Алены Шмелиной. Очень оригинальное молодые кино. Вот таких бы побольше. Но в основном смотришь и складывается впечатление, что перед тобой один и тот же фильм, но с разными актерами. Так что в фильм, посвящённый 150-летию ВГИКа попадут не все!». 

Приятного просмотра! 


Публикация осуществлена при поддержке Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова. 

12+