Выставка достижений отечественного кино

10/08/2016

Государственный центральный музей кино, несмотря на свою молодость, прошел через множество испытаний. В 1984 году по решению Союза кинематографистов СССР в его подразделении — Всесоюзном Бюро пропаганды киноискусства — приступил к работе Музейный отдел, который в марте 1989 года был реорганизован в Центральный музей кино. Возглавил его известный киновед и историк кино Наум Клейман.

Одним из главных испытаний музея было отсутствие достойного, а порой и вообще какого бы то ни было помещения. Но ситуация меняется: в 2017 году планируется открыть обновленный Музей кино, которому Правительство Москвы выделило отдельное здание на территории ВДНХ. О настоящем и будущем Музея кино мы поговорили с его директором Ларисой Солоницыной.

— Лариса Оттовна, несмотря на то что объявлен Год российского кино, постоянно ведутся разговоры о недофинансировании отрасли. Ощущает ли это на себе Ваш музей?

Не ощущает. В отличие от последних десяти лет, в 2015 и 2016 годах к Музею кино приковано максимум внимания Министерства культуры РФ, мы получаем как организационную, так и финансовую поддержку. В 2015 году нам выделили средства на официальный сайт музея, которого прежде не было, на микроавтобус для экскурсий и на разработку проекта размещения в павильоне No 36 на ВДНХ обновленного Музея кино. Это будет первое собственное здание музея, потому что даже в так называемые золотые годы на Красной Пресне музей не был самостоятельным отдельным сооружением, а занимал площади в большом доме, где находились также офисы, рестораны, развлекательные клубы.

Мы получаем субсидию на капитальный ремонт павильона и закупку необходимого для работы технологического оборудования. Ведь в музее будет три внутренних кинозала и два внешних экрана. Разумеется, необходимы оборудованные фондохранилища и различные технологические приспособления для работы с экспозиционным пространством.

— Какова форма собственности нового здания Музея?

Долгосрочная аренда на 49 лет по льготной ставке: 1 рубль за 1 квадратный метр. С точки зрения человеческой жизни 49 лет – большой срок. К тому же новая стратегия развития ВДНХ как Города музеев предполагает размещение на территории выставки целого музейного кластера. Уже сейчас здесь располагаются Музей Востока, Политехнический музей и РОСИЗО. Планируется сделать павильон музея киностудии «Союзмультфильм». Поэтому не думаю, что через 49 лет кто-то прервет с Музеем кино аренду. Скорее всего, музеи продолжат вести свою деятельность на территории ВДНХ.

— Как будет выглядеть пространство вокруг 36-го павильона ВДНХ, где расположится Музей кино?

Мы предполагаем разместить в пространстве различные музейные экспонаты, но при этом ландшафтом запрудной зоны будет заниматься приглашенный архитектор ВДНХ. Внешне павильон не изменится и сохранит черты в соответствии с первоначальным замыслом.

— Какими Вы видите перспективы развития музея в связи с приобретением постоянного помещения?

Мы хотим превратить Государственный центральный музей кино в многофункциональный кинематографический комплекс, где будет вестись как экспозиционная и образовательная деятельность с кинопоказами и кинолекториями, так и научная работа.

Рассчитываем на помощь двух наших «соседей». Во-первых, это Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Мы надеемся быть полезными ВГИКу, но и сами рассматриваем студентов и педагогов этого учебного заведения как ресурс для осуществления некоторых видов деятельности. Во-вторых, киностудия имени Горького, которая сейчас переживает реконструкцию и реструктуризацию. На ее территории тоже планируется построить кинематографический комплекс, но, разумеется, связанный с кинопроизводством.

Этот «союз трех» будет полезен нашим организациям. Особенно если учесть, что Москва – город большой, расстояния здесь имеют большое значение, и наша территориальная близость позволит реализовывать общие проекты.

— У Вашего музея огромный архив. Оцифровываете ли Вы его? Как используете?

У Музея кино больше 150 тысяч музейных предметов. К сожалению, работа по оцифровке фондов в последние годы практически не велась. Сейчас мы наверстываем упущенное. В прошлом году был и чисто практический интерес – оцифровать изображения экспонатов для открытия официального сайта музея. Нужны цифровые версии и для двух издательских проектов, которые мы готовим: подарочные альбомы по «золотой коллекции» Музея кино и фонду С.М.Эйзенштейна. Эта работа будет продолжаться, ведь наша коллекция все время пополняется новыми экспонатами.

Сейчас из-за подготовки к переезду в комплектовании возникла пауза. В этом году мы должны консервировать фонды и готовить их к перемещению на ВДНХ. Это очень трудоемкий, сложный процесс, требующий внимательного, тщательного подхода и соблюдения определенного порядка и требований.

Мы составили обширный план комплектования и вернемся к нему в штатном режиме. Конечно, продолжится и работа с оцифровкой. Готовые материалы частично выложим на сайте в виде виртуальных выставок, также будем использовать их для изготовления копийных выставок. Часть цифрового массива информации будет храниться в медиатеке.

Что касается уже оцифрованных музейных предметов, то Музей кино и сейчас активно предоставляет их всем заинтересованным организациям и лицам – от Министерства культуры РФ, которое запрашивает у нас в большом объеме информацию, связанную с юбилейными датами, конкретными фильмами или персонами, до средств массовой информации, других музеев, учреждений культуры и исследователей.

В этом году обращений очень много, всем хочется помочь, и мы стараемся это делать. Музей кино был одним из первых учреждений культуры, открывших Год российского кино. Это был масштабный проект «Кино – это история» в Ханты-Мансийске. Туда отправили больше 250 оригинальных предметов: костюмы из исторических фильмов, реквизит, эскизы декораций, киноплакаты и афиши, кинотехнику. Министерство культуры РФ активно поддерживает такие проекты, справедливо полагая, что в регионы надо вывозить не только копии, нужно давать людям возможность чувствовать энергетику, которая исходит лишь от оригинальных экспонатов.

В этом году Музей кино участвует в многочисленных выставочных проектах. Среди них совместно с РОСИЗО – экспозиция «Новое тело», на которой представлены эскизы Петра Галаджева; с Музеем Востока – выставка «1000 и 1 ночь. Восточная сказка анимации»; с Государственным литературным музеем – экспозиции «Алиса Кира Булычева» и «Волшебный фонарь»; с Государственным музеем А.С. Пушкина – выставки «Пушкин в кино» и «Тургенев в театре и кино»; с Государственным музеем-заповедником С. Есенина – «С. Есенин в кино»; с Королевским историческим музеем – «Путевка в жизнь. Из истории Болшевской трудовой коммуны»; с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником – выставка плакатов фильмов, снятых в этом регионе; с объединением «Выставочные залы Москвы – «Оттепель в кино. “Застава Ильича”». И это только часть проектов!

— Будет ли Музей кино организовывать фестивали? Если да, поделитесь, пожалуйста, планами.

Мы собираемся организовать два самостоятельных кинофестиваля, их концепции пока рано озвучивать. Кроме того, в павильоне No 36 на ВДНХ у нас будет три кинозала, а значит, Музей кино часто будет становиться партнером специализированных фестивалей, подобных фестивалю архивного кино «Белые Столбы», который проводит Госфильмофонд России.

В каком-то смысле мы и сейчас ведем фестивальную деятельность в форме кинолекториев, даже не имея собственной территории для показа. Каждый кинолекторий – это мини-фестиваль, ведь программы фильмов, сопровождающих лекции, концептуальны. Каждый из тематических циклов кинолектория Музея кино мог бы стать самостоятельным
кинофестивалем: в Центральном доме кинематографистов проходит лекторий «Кино – это актерское мастерство», в Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна – «Кино – это режиссура», а в музее-заповеднике «Горки Ленинские» – «Легенды мирового экрана».

Проходят лектории Музея кино и в рамках совместных проектов. Например, с Мемориальным музеем космонавтики на выставке-рейсе «Земля – Кассиопея», а с Галереей на Солянке – в «Кинотеатре Андалузского Пса». Уже запланирован летний кинолекторий на открытой площадке ВДНХ. Кроме того, ведем переговоры с парком искусств МУЗЕОН, который также заинтересован в сотрудничестве с Музеем кино.

— Какие требования Вы предъявляете к себе как к руководителю?

Жесткие. Руководителем быть непросто. Особенно если рассматривать свою должность не с точки зрения власти, а с точки зрения ответственности, как я и делаю. Именно поэтому я очень требовательна и к себе, и к людям, с которыми работаю. Иногда им со мной нелегко. Но и себе я никаких поблажек не даю, надеюсь, мои коллеги это видят и понимают «уровень планки».

Лев Николаевич Толстой говорил, что «счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». Я очень хочу
открыть Музей кино для посетителей. Больше 10 лет по разным причинам никто не мог этого сделать. Сейчас в Музее кино мы хотим того, что все вместе делаем, и это – счастье.

Беседовала Валентина Иванова

Фонды Музея кино

Изобразительный фонд (16 000 эскизов)

Формируется с 1986 года, его задача – собрать и сохранить и набросков материалы творческого проявления художника в кино: художника-постановщика, создающего декорации фильма в студийных павильонах и на натуре, художника по костюмам, одевающего экранных персонажей, художника комбинированных съемок.

Фонд кинофототехники (2100 предметов)

Фонд собирался с нуля с начала существования Музея кино. Основа коллекции – съемочные камеры и проекционные киноаппараты разных эпох, форматов и конструкций, а также набор оборудования всего цикла кинопроизводства: штативы, объективы, осветительные приборы, операторские тележки, звукозаписывающие устройства, мувиолы, монтажные столы и т. п.

Фонд анимации и диафильмов (21 100 предметов)

Большую часть фонда составляют графика и изобразительные материалы.

Фототека (46 300 фото)

Самое большое по объему собрание Музея кино. Материалы фонда отражают вековую историю отечественного и зарубежного кино.

Фонд киноплакатов (15 300 плакатов)

В состав коллекции входят отечественные плакаты и афиши и афиш к русским, советским и зарубежным фильмам, зарубежные киноплакаты и афиши, реклама и печатные программы творческих вечеров кинематографистов, пригласительные билеты, другая рекламная продукция. 

Рукописный фонд (19 900 рукописей)

Формируется с 1987 года. В отдельные фонды выделены 154 архива, переданные в дар самими кинематографистами, их родственниками и знакомыми либо купленные музеем у фондодержателей.  

Фонд редкой книги (2600 предметов)

Формируется с 1987 года. Состоит из двух подразделений: фонда редкой книги и научной библиотеки.

Предметно-мемориальный фонд (10 100 предметов)

Задача фонда – собирать, хранить и изучать предметную среду кинематографа и вещные реликвии его истории. Некоторые части фонда со временем выделятся в самостоятельные фонды.

  Источник