Вечерний киносеанс лектория Музея кино на Васильевской – фильм К.Ершова «Грачи» (1982)

21/10/2016

23 октября в 18.30 в Лектории Музея кино «Кино – это актёрское мастерство», проходящем в Малом зале Центрального дома кинематографистов, киновед Лариса Ельчанинофф расскажет о социально-психологической драме «Грачи».

Фильм был создан по мотивам судебного очерка О.Чайковской «Это было под Ростовом» и собрал в 1983 году в прокате 21,3 млн. зрителей. Он отличается динамичным развитием сюжета, редкими, порой скупыми текстами и репликами героев, и яркими актёрскими работами исполнителей главных ролей – Леонида Филатова и Алексея Петренко. Последний исполнил роль судьи, а Леонид Филатов - роль Виктора Грача – личности сильной, яркой, неординарной, которая утверждается, переступая нравственный барьер и становясь убийцей.

Из книги Леонида Филатова «Прямая речь» (ACT, Зебра Е, М., 2007):

«…Играть мерзавца явным мерзавцем легче, и сейчас вроде бы даже среди актеров непрестижно. По поводу моего Виктора в фильме «Грачи» раздавались голоса: как же можно делать негодяя обаятельным? И в «Экипаже», как же мой герой мог совершить подвиг, когда он в первой серии такой легкомысленный? То есть мы вроде бы сбиваем аудиторию с толку. Но ведь люди понимают, что природа человеческая очень сложная, и чем сложнее, тем интереснее. И чем сложнее силы, которые сталкиваются на экране, чем сложнее жизнь, тем тоньше можно проследить движение души человека. А полагаться только лишь на впечатление от внешности… Ведь иногда с лицом херувима такой негодяй появляется среди нас, его никогда не распознаешь. Вот и путаем, подменяем визуальные понятия на внутренние….

В «Грачах» это не мое, это подсмотренное. Я вырос в Ашхабаде, теплый край, куда регулярно стекалось бандитье. Своей шпаны тоже хватало.

Я их наблюдал достаточно. Самые угрожающие вещи они говорили таким ленивым южным тоном, без единого резкого звука, без «р», «д», «г», на сплошном «ш» и «щ», почти нежно: «То шо! Шо ы тя-я-нешь! Ты шо!» Ну, и у меня были собственные понты, припарки, чтобы отбиваться. Там мне нос и «подправили». Он был довольно длинный, но прямой, а стал волнистый…

Сколько бы ни говорили: «Актер-соавтор», это — болтовня. Не актер заказывает музыку, выбирает роль. Это делает режиссер, автор. Ты — избранник. Вот и гордись этим. А уж там, как он решит»...