«Репортаж со съёмочной площадки» в Союзе кинематографистов России
На прошлой неделе стены Союза кинематографистов России украсила уникальная коллекция черно-белых фотографий. На них запечатлены моменты процесса киносъемки выдающихся отечественных фильмов, ставших частью истории мирового киноискусства. Фотовыставка «Репортаж со съемочной площадки» подготовлена Государственным центральным музеем кино к Году российского кино и, по замыслу организаторов, станет частью постоянного пространства Союза.
Автор идеи и концепции экспозиции, старший научный сотрудник, хранитель фонда фотоматериалов Музея кино Марианна Алексеевна КУШНЕРОВА рассказала, что при создании выставки руководствовалась простым принципом – нужен был выразительный и качественный материал со съемочных площадок известных режиссёров отечественного кино. «Мне всегда интересна история, происходящая за кадром, помогающая понять принцип работы режиссера, оператора и актера, то есть в какой-то степени проникнуть в их "творческую лабораторию". Работая в архивах фототеки Музея кино, я старалась, чтобы в материале была представлена не только значительная персона, но и атрибутика съемочного процесса. Чтобы в кадре была видна камера, ракурс снимаемого объекта, члены съёмочной группы или актёры. Я очень люблю черно-белые кино и фотографию. В них есть особая эстетика, которая несет свою неповторимую драматургию. К тому же, с течением времени, качество цветных фотографий резко снижается. Поэтому я сознательно переводила такие фотографии в черно-белые, соблюдая принцип эстетики экспозиции со своим особенным черно-белым сюжетом».
В общей сложности, на выставке представлено около 20 уникальных фотокадров, зафиксировавших съёмочный процесс. Каждый из снимков является самостоятельным художественным произведением.
Экспозиция стала не просто частью дизайна и эстетического украшения пространства Союза кинематографистов, а заметным культурологическим событием. По фотовыставке можно изучать историю отечественного киноискусства. За каждым архивным кадром – целая веха кинематографических открытий. На многих фотографиях режиссёры запечатлены с единомышленниками на съёмочной площадке – кинооператорами и исполнителями главных ролей.
Фильмы и их создатели на фотографиях выставки Музея кино «Репортаж со съёмочной площадки»:
- «Иван Грозный» (1943-1945). Актёр Николай Черкасов и режиссёр Сергей Эйзенштейн;
- «Летят журавли» (1957). Актёр Алексей Баталов и режиссёр Михаил Калатозов;
- «Тихий Дон» (1957-1958). Актёр Пётр Глебов и оператор Владимир Рапопорт;
- «Девять дней одного года» (1961). Режиссёр Михаил Ромм и актёр Алексей Баталов;
- «Застава Ильича» (1965). Актёры Валентин Попов и Николай Губенко, оператор Маргарита Пилихина и режиссёр Марлен Хуциев;
- «Андрей Рублёв» (1966). Оператор Вадим Юсов и режиссёр Андрей Тарковский;
- «Айболит-66». Режиссёр Ролан Быков и оператор Виктор Якушев;
- «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967). Режиссёр Андрей Кончаловский;
- «Монолог» (1972). Оператор Дмитрий Месхиев и режиссёр Илья Авербах;
- «Дерсу Узала» (1975). Оператор Асакадзу Накаи и режиссёр Акира Куросава;
- «Пошехонская старина» (новелла "Ванька-Каин") (1975). Режиссёр Николай Бурляев и оператор Виктор Эпштейн;
- «Афоня» (1975). Режиссёр Георгий Данелия и актёр Леонид Куравлев;
- «Белый Бим Чёрное ухо» (1976). Актёр Вячеслав Тихонов и режиссёр Станислав Ростоцкий;
- «Двадцать дней без войны» (1976). Режиссёр Алексей Герман со съёмочной группой;
- «Восхождение» (1976). Режиссёр Лариса Шепитько;
- «Спасатель» (1980). Режиссёр Сергей Соловьев;
- «Родня» (1981). Режиссёр Никита Михалков и оператор Павел Лебешев;
- «Лев Толстой» (1984). В гриме писателя Льва Толстого – режиссёр Сергей Герасимов.