Пополнение коллекции Музея кино уникальным экспонатом

07/02/2016

Государственный центральный музей кино приобрёл редчайший образец ранней кинотехники – Кинокамеру французской фирмы «L.Gaumont & Cie, Paris»/L.Gaumont et Cie, предположительно 1900-1903 гг.

Киноаппарат приобретён у кинодраматурга Александры Владимировны Казарновской, внучки скульптора Вениамина Моисеевича Казарновского.

Вениамин Казарновский (1899-1982) - участник двух войн, Гражданской и Второй мировой. Работал фотографом и оператором в Красной Армии. Сотрудничал со студиями «Межрабпомфильм» и «Мосфильм», создавал куклы, костюмы, декорации. Занимался комбинированными съёмками для фильмов Александра Птушко. Изготавливал куклы для Театра кукол им. С.В. Образцова. В 1933 году - режиссёр и художник мультфильма «Маленькая повесть о большом мыльном пузыре». Во время Второй мировой войны - автор нескольких кукольных агит-фильмов, после войны снял кукольную картину о Нюргбергском процессе.

О новом приобретении музея рассказывает старший научный сотрудник, хранитель фонда кино-фототехники Эмма МАЛАЯ:

«На аппарате имеется знак: «S-e Demeny B-te S.G.D.G. 202». Скорее всего, это патент одного из первых изобретателей в области кино Жоржа Демени (1850-1917). Камера, безусловно, является памятником развития кинотехники на рубеже XIX-XX веков. Об этом свидетельствует и внешний вид аппарата, и ранняя оригинальная конструкция. По классификации он принадлежит к камерам «облегчённого типа», не предназначенным для съёмок полнометражных фильмов. Аппарат использовался для хроникальных, полулюбительских съёмок (тогда ещё не было чёткого деления на профессиональную и любительскую кинотехнику). Корпус деревянный, обтянут черной качественной кожей, состоит из двух модулей: съёмочного аппарата и блока пружинного привода, рассчитанного на протяжку 15 м плёнки.

Главная особенность камеры - нестандартная плёнка с необычной перфорацией посередине, в межкадровом пространстве. Несколько фрагментов этой плёнки сохранились в аппарате. Мы её оцифровали, увеличили и увидели изображение, снятое более 100 лет тому назад.

В ранний период кинематографа изобретатели экспериментировали с разными форматами пленки, хотя уже был принят стандарт 35 мм, предложенный Т. Эдисоном, потом появились варианты: 27, 16, 9, 5, 8 мм. Представленный формат плёнки 15 мм с перфорацией посередине оказался не перспективным и в дальнейшем не применялся.

Вероятно, камера имеет название «Chrono de Pocho» (русский вариант «Покет Хроно»), хотя такой надписи на ней нет. В книге Е. Голдовского я обнаружила упоминание, как в 1900 году Гомон Демини (Gaumont-Demeny) продемонстрировали «Chrono de Pocho» с необычным форматом плёнки 15 мм. В мире известен лишь один образец этой машины, технология которого не получила развития. И связано это с тем, что центральная кадровая перфорация является опасной для фильма, так как при неисправности камеры или проектора зубчатый механизм портит изображение. Автор пишет: «К 1901 году относится выпуск известной фирмой «Гомон» аппарата «Покет Хроно» для плёнки шириной 15 мм с перфорацией в центре (между кадрами)». И далее – «Компания быстро занимает второе место (после Pathe) на рынке для французского кинематографического оборудования, производя «Chrono de Pocho» (1900 г.) для любителей».

Конструкция аппарата свидетельствует о его принадлежности к кинотехнике раннего периода: очень простой объектив без наведения на резкость, ещё нет обтюратора, грейфера. В аппарате применён пальчиковый скачковый механизм Ж. Демени, разработанный им в 1893 году.

Сочетая в себе несколько функций, камера может работать и как кинопроектор, и как копировальный аппарат контактной печати. Казарновская вспоминала, что дедушка показывал ей в детстве изображение проявленной плёнки в маленьком окошке аппарата.

Приобретенная кинокамера в полной сохранности, в рабочем состоянии, в фирменном футляре.

Для исторического и технического изучения аппарата был привлечён независимый эксперт, специалист по ранней киноаппаратуре, Ю.П. Похитонов. По его экспертной оценке, приобретённый киноаппарат фирмы «Gaumont» - исключительно редкий образец, представляющий интерес для Музея кино. Он может быть использован как для научного исследования, так и для экспонирования».