Киносеансы с 30 августа по 2 сентября
Маяковскому 125
К 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского Музей кино подготовил небольшую ретроспективу. В нее вошли картины «Баня» и «Маяковский смеется», снятые по мотивам произведений поэта Сергеем Юткевичем и Анатолием Карановичем, а также знаменитый фильм «Барышня и хулиган», снятый самим Маяковским в соавторстве с Евгением Славинским, известным оператором дореволюционного кино. Также зрители смогут увидеть эксцентрическую комедию «Октябрюхов и Декабрюхов», снятую по сценарию поэта.
30 августа в 17.00, кинозал им. Дзиги Вертова
«Баня» (1962, режиссеры Сергей Юткевич, Анатолий Каранович)
Чудаков и Велосипедкин изобрели машину времени. Вот только согласовать свое изобретение у них не очень получается. Они бегают по чиновничьим кабинетам, обивают пороги различных инстанций, но безрезультатно. Однако всё меняется, когда становится известно: люди будущего готовы забрать к себе лучших представителей настоящего. Мультипликационная экранизация пьесы Маяковского, значительно обновившая арсенал советской кукольной анимации.
31 августа в 17.00, кинозал им. Дзиги Вертова
«Маяковский смеется» (1975, режиссеры Сергей Юткевич, Анатолий Каранович)
Фильм, снятый по мотивам пьесы «Клоп» и сценария «Позабудь про камин». Рабочий Иван Присыпкин становится «Пьером Скрипкиным» и женится на Эльзевире Ренессанс, дочери местного парикмахера. Однако свадьба заканчивается пожаром, а сам Присыпкин оказывается в далеком будущем… Продолжение экспериментов Юткевича и Карановича по экранизации Маяковского. В фильме использованы хроника, анимация и объемная мультипликация.
2 сентября в 17.00, кинозал им. Дзиги Вертова
«Барышня и хулиган» (1918, режиссеры Евгений Славинский, Владимир Маяковский)
Хулиган, гроза шпаны, вдруг влюбляется в хорошенькую барышню – молодую учительницу, приехавшую в эти края, чтобы учить рабочих. Экранизация романа Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих», в котором сам Маяковский сыграл главную мужскую роль, стала вехой в истории отечественного кинематографа. Драма со смертью главного героя (типичное зрелище в кинотеатрах дореволюционной поры) наполняется у Маяковского новыми смыслами. Хулиган не просто влюбляется в учительницу. Через нее он начинает тянуться к культуре. Увы, с трагическим результатом.
«Октябрюхов и Декабрюхов» (1928, режиссеры Алексей Смирнов, Александра Смирнова-Искандер)
Николай Декабрюхов женился, но вот незадача – в день свадьбы большевики захватили в стране власть. Бросив жену, Декабрюхов бежал из страны и осел в Париже. А его брат, Иван Октябрюхов, остался в стране и приспособился к новым условиям. Забавный фарс, сочиненный Маяковским к десятилетию советской власти.
Кинолекторий «Лабиринт истории: фильм за фильмом»
2 сентября в 16.00, кинозал им. Андрея Тарковского
«Человек с киноаппаратом» (1929, режиссер Дзига Вертов)
Вертов стремился приблизиться к чистому кино, избавив его от любых заимствований у других искусств. Идеальному фильму не нужны подачки литературы (сценарий, титры, реплики) или театра (актеры и декорации). Достаточно самой реальности, заснятой умелым оператором и смонтированной в единое произведение умелым монтажером. «Человек с киноаппаратом» должен был стать примером такого идеального фильма, опытом по созданию «подлинно международного абсолютного языка кино». Что же, эксперимент удался. И хотя кинематограф не пошел по предложенному Вертовым пути, «Человек с киноаппаратом» и спустя десятки лет по праву входит в десятку лучших фильмов в истории человечества.
О картине и ее создателе расскажет киновед Милена Мусина.
Каникулы заканчиваются
1 сентября в 18.00, кинозал им. Александра Ханжонкова
«Первоклассница» (1948, режиссер Илья Фрэз)
Маруся очень хорошая девочка. И очень хочет учиться в школе. Только вот послушанием она не отличается. А ещё иногда капризничает. Но опытная учительница и подружки-одноклассницы помогут Марусе привыкнуть к школьным порядкам. Экранизация одноименной повести Евгения Шварца.
Фильм демонстрируется с пленки.
2 сентября в 18.00, кинозал им. Александра Ханжонкова
«Вам и не снилось» (1981, режиссер Илья Фрэз)Катя и Рома полюбили друг друга, только маме Романа эта любовь не нравится. Она переводит сына в другую школу, а потом и вовсе отправляет в Ленинград. Но любовь оказывается сильнее преград… И вот уже Катя подходит к лежащему в снегу Роме, а за кадром раздается голос Ирины Отиевой: «Ветер ли старое имя развеял, нет мне дороги в мой брошенный край. Если увидеть пытаешься издали, не разглядишь меня, не разглядишь меня, друг мой, прощай».
Альманах «Мама-цапля» студии «Союзмультфильм»
С 30 августа по 1 сентября в 16.00, кинозал им. Андрея Тарковского
«Серая шейка» (1948, режиссеры Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
«Непослушнй котенок» (1953, режиссер Мстислав Пащенко)
«Волк и теленок» (1984, режиссер Михаил Каменецкий)
«Мама-цапля» (2015, режиссер Марина Карпова)
«Хочу жить в зоопарке» (2017, режиссер Евгения Голубева)
Кукольная анимация: история и современность
С 30 августа по 2 сентября в 13.00, кинозал им. Андрея Тарковского
Еженедельная программа кукольных мультфильмов, сопровождающая выставку «Куклы 2.0». С четверга по воскресенье в кинозале имени Андрея Тарковского.
Подборка лучших кукольных мультфильмов прошлых лет, составленная педагогом школы анимационного кино «ШАР» и российским киноакадемиком Натальей Лукиных, состоит из двух частей:
- зарождение и развитие кукольной анимации, куда входят одни из первых российских кукольных мультфильмов, снятые пионером мирового кинематографа Владиславом Старевичем («Стрекоза и муравей», 1913; «Месть кинематографического оператора», 1912), и более поздние шедевры киностудии «Союзмультфильм» («Выкрутасы» и «Тяп-ляп маляры» Гарри Бардина, «Карандаш и Клякса» Евгения Мигунова).
- и современные кукольные мультфильмы, снятые выпускниками ВГИК, школы-студии «ШАР», анимационными киностудиями «Пилот», «Анимос», «Союзмультфильм».
*В программе возможны изменения