Киносеансы с 05 апреля по 08 апреля

02/04/2018

Кинокалендарь. К 150-летию со дня рождения Максима Горького

05 апреля в 17:00, зал имени Дзиги Вертова

«Мои университеты» (реж. М. Донской, 1939, СССР)

Когда Марк Донской приехал к Максиму Горькому, чтобы получить разрешение на экранизацию его автобиографических повестей, писатель спросил: «А стоит ли при жизни памятники ставить?», на что режиссер ответил: «Это будет не памятник. Я хочу сделать картину о том, как из недр народа вырастают прекрасные талантливые люди». Горький согласился, но ни одного фильма из кинотрилогии посмотреть так и не успел.


Век кино. 1918

05 апреля в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Сердца мира» (реж. Д.У. Гриффит, 1918, США)

Великий кинорежиссер Дэвид Уорк Гриффит, которого часто называют отцом американской кинематографии, приехал в Англию в марте 1917 года, незадолго до вступления Соединенных Штатов в войну, и по предложению британского правительства начал работу над фильмом «Сердца мира». В картине приняли участие представители лондонской аристократии, некоторые кадры были сняты на франко-немецком фронте, батальные сцены воссоздавались в Лос-Анджелесе. В апреле 1918 года газета «Нью-Йорк таймс» так описала финал картины: «Эпилог показывает главных героев фильма — влюбленных, собравшихся отпраздновать радостное событие в тот миг, когда по улице проходят американские войска. Реют знамена, и последняя сцена символически возвещает нам близкую победу союзников».

А французский историк кино Жорж Садуль в своей книге «Всеобщая история кино. Том 3. Кино становится искусством 1914 — 1920» писал: «… «Сердца мира» сыграли роль в создании фильма «На плечо!». Неопровержимо, что Чаплин дал жестокую пародию на все нелепости этой растянутой шовинистической картины. Однако «Сердца мира» принесли фирме «Парамаунт» свыше 5 млн. долл.».

06 апреля в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«На плечо!» (реж. Ч. Чаплин, 1918, США)


Столетие авангарда

В сумраке немецкого киноэкспрессионизма

«Это кино завораживало и пугало. На экране в искривленном пространстве невероятных декораций, восходили одна за другой тени тиранов, чудовищ и вампиров. Созданное в атмосфере голода, ненависти и страха, царивших в Германии, проигравшей Первую мировую войну, кино немецкого экспрессионизма стремительно завоевывало мир. «Кабинет доктора Калигари», «Руки Орлака», «Кабинет восковых фигур», «Пражский студент», «Голем», «С утра до полуночи», «Раскольников», «Носферату — симфония ужаса», «Фауст». Эти великие фильмы, рожденные из художественных открытий немецкого экспрессионизма, дали начало новой киноэстетике (вот уже век востребованной) и самым популярным жанрам кино (фильмам ужасов и триллерам), став выразительным примером того, как открытия художественного авангарда влияют на индустрию кинематографа и меняют мир». (Милена Мусина, куратор программы, историк кино)

06 апреля в 17:00, зал имени Дзиги Вертова

«Кабинет доктора Калигари» (реж. Р. Вине, 1919, Германия)

07 апреля в 15:00, зал имени Дзиги Вертова

«Раскольников» (реж. Р. Вине, 1923, Германия)


Выдающиеся режиссеры мультипликации – детям

07 апреля в 13:00, зал имени Дзиги Вертова

«Песенка радости» (реж. М.Пащенко, 1946), «Весенние мелодии» (реж. Д. Бабиченко, 1946), «Веселый огород» (реж. В. Сутеев, 1947), «Первый урок» (реж. Л. Бредис, 1948)


Пасхальный фестиваль архивного кино

08 апреля в 16:00, зал имени Андрея Тарковского

«Рождение, жизнь, смерть Иисуса Христа» (реж. А. Ги, В. Жоссе, 1906, Франция)

08 апреля в 17:00, зал имени Дзиги Вертова

«Вифлеемская звезда» (реж. Л. Марстон, 1912, США)

Когда фильм режиссера Лоуренса Марстона «Вифлеемская звезда» вышел на экраны, современников поразил световой эффект, использованный в картине. Никто до сих пор не знает, каким образом авторы фильма создали свою Вифлеемскую звезду. Фильм выпустила независимая компания Thanhouser Film Corporation. Основатель и продюсер студии Эдвин Танхаузер поощрял эксперименты своих сотрудников. И «Вифлеемская звезда» была одним из таких экспериментов, и не только из-за использования уникального светового эффекта. Фильм должен был стать самым длинным на тот момент в США. Авторы собирались создать двухчасовое эпическое полотно об истории рождения, жизни и смерти Христа. Съемка длилась целый месяц – неслыханно долго для того времени. Многие сцены снимались тремя камерами. В картине были задействованы 200 актеров, включая сорок исполнителей ведущих ролей. Эдвин Танхаузер и режиссер Лоуренс Морстон намеревались совершить революцию в мировом кино. Но, к сожалению, их планам не суждено было сбыться — произошел пожар, в котором сгорело практически все: две готовые копии, смонтированный вариант, почти все оставшиеся материалы фильма. Из случайно уцелевших материалов удалось склеить небольшой фильм, который мы и предлагаем вниманию зрителей.

«Вифлеемская звезда» (реж. Л. Рейнтгер, 1921, США)

Фильм «Вифлеемская звезда» сняла Лотте Райнигер — немецкий режиссёр анимационного кино и одна из первых женщин-мультипликаторов в мире. Райнигер все свои фильмы создавала в силуэтной технике. Историк кино Уильям Моритц писал о ней: «Лотте Райнигер обладала изумительной способностью к вырезанию — неподвижно держа ножницы в правой руке, она молниеносно поворачивала бумагу левой рукой так, что вырез всегда шёл в нужном направлении. Она рисовала раскадровки и разрабатывала сценарии и персонажи, тесно увязывая их друг с другом. Если фигуре требовалось исполнить какое-то особенно сложное или плавное движение, она могла собрать её из 25 или 50 отдельных частей, скреплённых между собой тонкой соединительной нитью. Таким образом был создан знаменитый ястреб, которого анимировал Вальтер Рутман в «сне Кримхильды» из фильма Фритца Ланга «Нибелунги» 1924 г. Если же персонаж надо было показать крупным планом, то для него создавалась отдельная, увеличенная модель — нередко также и с увеличенным задним планом…»

*В программе возможны изменения