Кинодата. День рождения российского кино

04/05/2016

4 мая 1896 года в саду «Аквариум» (Каменноостровский проспект, 10) в Санкт-Петербурге состоялся первый киносеанс в России. Афиши, расклеенные по городу, приглашали публику на демонстрацию живой фотографии братьев Люмьер. В антракте оперетты «Альфред-паша в Париже» на занавесе было укреплено белое полотно, на котором показали «живые фотографии». Сеанс длился около десяти минут. Зрителям были показаны фильмы «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда», «Полк», «Игра в карты», «Разрушение стены», «Море» и др. Так 120 лет назад в Россию пришел кинематограф.



6 (18) мая состоялись первые кинопоказы в Москве: в театре Солодовникова и на открытии летнего сезона московского сада «Аквариум». Несколько сеансов до конца месяца были затем проведены в театре московского сада «Эрмитаж». Чуть позже фильмы Люмьера демонстрировались на Нижегородской ярмарке.

В этом же году состоялись первые киносъемки в России.

Первый фильм в Российской империи был снят французским оператором Камиллем де ля Серфом. Предварительно получив высочайшее соизволение, он снял первый в мире репортаж – о коронации Николая Второго.

Начиная с 1900 г. съемку «придворной хроники» вели «собственный его императорского величества» фотограф К. Е. фон Ган и его компаньон А. К. Ягельский. Фиксируются торжественные события из жизни императорской семьи. Эти кадры обычно демонстрировались в узком кругу. Довольно скоро съемки  документальной кинохроники в России приобретают большую популярность.

В  1907 г. фирма «Гомон» выпустила в продажу сразу четыре документальных фильма: «Третья Государственная дума», «Смотр войскам в высочайшем присутствии в Царском Селе», «Смотр войскам в высочайшем присутствии перед Зимним Дворцом» и «Торжественная процессия крестного хода в Киеве 15 июля 1907 г.». При этом первые три фильма «Гомон» выкупил у Гана и Ягельского.

Демонстрация русских кинохроник сопровождалась большим успехом и принесла немалый доход.

Этот пример подтолкнул русских предпринимателей к созданию собственного производства фильмов.

Первые попытки организации такого производства связаны с именем Александра Осиповича Дранкова.

Первоначально ателье Дранкова снимало документальные кинохроники. А вскоре выпустило в прокат первый русский игровой фильм — «Стенька Разин» или «Понизовая вольница».

Выпуску этой картины предшествовала большая рекламная кампания. Дранков обещал картину, подобной которой еще не было на экранах:

«Затратив громадные средства и массу труда и времени, я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом выполнении, так и в самой обстановке пьесы и ее исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре».

15 октября 1908 года первый русский игровой фильм был показан широкому зрителю. Успех был грандиозный.

Вот как отзывалась о «Понизовой вольнице» критика тех лет:

«Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он даёт роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр "Колизей", благодаря своему огромному экрану, смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которыми будут исполнены "Вниз по матушке по Волге" и "Из-за острова на стрежень"».

«Сцена», 1908, № 59.

Национальное происхождение фильма, глубокая внутренняя родственность музыки и душевного настроя зрителей, узнаваемость разворачивающейся на экране истории предопределили его успех. Это небольшой  фильм стал своеобразной точкой отсчета в истории отечественного кинематографа – с него началась эпоха российского игрового кино.