История одного предмета

27/04/2020
Предметно-мемориальный фонд представляет «Историю не «одного предмета», а историю сразу двух предметов, объединенных не только музейной классификацией «Музыкальный инструмент и мемориальный предмет» — они связаны, можно сказать, «по жизни». 

Предметно-мемориальный фонд состоит из двух комплексов: 
• Предметы художественного оформления фильмов: игровые костюмы, реквизиты, макеты, знаковые предметы разных времен в истории кино и т.п.; 
• Мемориальный фонд — это памятные предметы, принадлежащие известным кинематографистам, которые характеризуют своеобразие творческих личностей, показывая грани их талантов, увлечения, вкусы, обстоятельства времени, общение с другими людьми и пр.  

О представленных предметах расскажем в этом аспекте, т.е. не только о самих предметах — они трогательно просты, важно то, что они напоминают нам о людях-прекрасных актерах, которые снимались в фильмах, ставших эпохой советского кино. 

Сначала формальное музейное название, потом их отдельные истории и их общая история. 

Гармошка «Черепашка» (1960-е). Размер: 17х16х7. 
Мемориальный предмет актера Крючкова Николая Афанасьевича (1909-1994). Народный артист СССР (1965), Герой соц.Труда (1980), Лауреат Сталинской премии (1941), лауреат премии «Ника» «За честь и достоинство (1990). Снимался в кино с 1933 по 1991 г.г и сыграл более 50 ролей. Всем известны его довоенные и военные фильмы: «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Парень из нашего города» (1942). 

Мы расскажем только о том, что связано с гармошкой. Первый раз зритель увидел артиста Николая Крючкова в роли «главного» тракториста Клима Ярко, поющим и играющим на гармошке (или баяне) в фильме «Трактористы», где он поёт знаменитую песню «Три танкиста, три веселых друга-Экипаж машины боевой». Он сразу стал настоящим героем того времени, и не только того, но и последующих времен. Его всегда любили зрители, и любовь это была взаимна. Он был истинно народным артистом. 

Вот что рассказала его жена, Крючкова Лидия Николаевна, которая в 1995 году передала в дар недавно созданному Музею кино его гармошку-«черепашку»: «Шли годы, Николай Афанасьевич, будучи уже в другом возрасте много ездил по стране. Тогда были очень популярны встречи актеров со зрителями. На этих выступлениях его всегда просили спеть любимые песни. Чтобы инструмент для музыкального сопровождения был меньше и легче, он заказал маленькую гармошку, которую специально для него сделали в артели или мастерской по изготовлению народных инструментов. Сделали по старинному образцу «очень точно, красиво, с перламутровыми кнопочками и красными мехами.» 

К гармошке приложен листок с записью песни про гармошку-«черепашку», которую сочинил товарищ Крючкова, поэт Виктор Боков. 

Второй предмет поступил в музей через 20 лет. В 2015 году в музее собирали данные для «Энциклопедии «Актеры отечественного кино»». Пригласили дочь Волкова П.М., актрису Волкову Наталью Павловну, чтобы уточнить биографию и фильмографию ее отца. 

Волков Павел Михайлович (1887-1970). Заслуженный артист РСФСР. В кино снимался много, роли в основном второго плана, чаще простые народные персонажи. Первая небольшая роль в фильме «Юность Максима» (1934) — роль рабочего, играющего на гармошке. 

Режиссер фильма Григорий Козинцев так написал о исполнителе: «Играл Павел Волков как раз так, как играл бы человек, роль которого он исполнял. Музыке не учился, нот не знал, но зато умел вложить в грошовый инструмент душу, и гармошка разговаривала у него человеческим голосом». 

С тех пор Волкова знали и часто приглашали его сниматься в фильмах, где нужен был персонаж такого типа, поющий и играющий на гармошке. Были, конечно, и другие роли, более 40. Волков Павел Михайлович ушел из жизни в 1970 году и с тех пор его гармошка 45 лет хранилась в семье. Наталья Волкова передала в дар Музею кино эту дорогую семейную реликвию. 

«Гармошка»-разговорная, бытовая форма. Размер: 31х36х19. Правильно: «Гармонь, «ситцевая трехрядка»». 

Случайно зашел разговор о том, что у нас есть гармошка Крючкова, это заинтересовало Наталью Павловну. Она знала, что ее отец с молодости был знаком с Крючковым, они снимались в одних фильмах еще до войны, — «Комсомольск» (1938), и во время войны — «Фронт» (1942). Они были не просто знакомы, но и дружны. Позднее оба актера были в штате киностудии Мосфильм и труппе Театра-студии киноактера. Вместе принимали участие в спектаклях, концертах, встречах со зрителями. У них были даже совместные номера: они пели любимые народом песни из фильмов и играли на гармошках. Только в Музее кино могли с разницей в 20 лет «встретиться» такие памятные вещи. Бывают же такие удивительные сближения. 

Так сложилось, что гармошка Крючкова не была представлена на наших выставках, не было подходящих тем. Гармошке Волкова «повезло» больше, сейчас она в экспозиции «Новые поступления 2009-2019». Говорят, когда в музее никого нет, предметы разговаривают между собой, вспоминая свою «жизнь». Вот и этим гармошкам есть что вспомнить, например, известную всем в нашей стране песню 
На границе тучи ходят хмуро. 
Край суровый тишиной объят … 

Вот такая история. 

Хранитель предметно-мемориального фонда Эмма Рафаиловна Малая