Исполняется 85 лет со дня рождения Фридриха Горенштейна

18/03/2017

Фонд Фридриха Горенштейна в ГЦМК составляют 29 единиц хранения. Их передала в музей редактор Маргарита Синдерович, она была другом и помощником драматурга даже после его отъезда заграницу. В одном из писем, хранящихся в фонде рукописей ГЦМК, Фридрих Горенштейн описывает Маргарите Синдерович хлопоты по обустройству в Берлине.

Даже по тому списку сценариев Горенштейна, которые хранятся в ГЦМК, видно, как мало его произведений для кино оказалось востребовано. В 1962-м году он поступил на Высшие сценарные курсы, но так их и не окончил. «В объединении Ромма я увидел странноватого, иронично улыбающегося, мефистофельского вида человека с оттопыренными ушами, - вспоминал свою первую встречу с Горенштейном Андрей Кончаловский («Возвышающий обман», 1999). – Мне сказали, что он очень талантлив и у него только что в «Юности» опубликован рассказ «Дом с башенкой, старуха, торгующая рыбой, и инвалид с клешней».

Из семнадцати написанных Горенштейном сценариев поставлены пять. По роману Станислава Лема «Солярис» Фридрих Горенштейн и Андрей Тарковский написали сценарий к одноименному фильму. Горенштейн и Кончаловский – авторы сценариев к фильмам «Седьмая пуля» Али Хамраева и «Раба любви» Никиты Михалкова. В 1973-м на студии «Грузия-фильм» по сценарию Горенштейна режиссер Резо Эсадзе снял фильм «Щелчки». Горенштейн написал сценарий к киноверсии шекспировской «Комедии ошибок», осуществленной на «Ленфильме» режиссером Вадимом Гаузнером. Имени Горенштейна нет в титрах фильмов «Первый учитель» Андрея Кончаловского, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Без страха» Али Хамраева - между тем, он приложил руку к сценариям этих картин. К Горенштейну частенько обращались как к «сценарному доктору», а его собственные произведения так и лежали «в столе». В рукописном фонде ГЦМК хранятся, например, заявка Горенштейна на сценарий о создании газеты «Искра» («Ленин. Август. 1900 год…»), на сценарий «Солнечная» по мотивам одноименной повести Корнея Чуковского, на сценарий по мотивам романа Эдмона Гонкура «Актриса Фостен», киноповесть «Александр Скрябин», сценарий о строительстве Магнитогорска «Люди из захолустья».

Примечательно, что и в постсоветское время кинорежиссеры не кинулись снимать по сценариям Горенштейна. Зато появилось два фильма по его знаменитым прозаическим произведениям: «Искупление» Александра Прошкина и «Дом с башенкой» украинского режиссера Евы Нейман. Больше востребовано наследие Горенштейна в театре. С начала 90-х много ставилась на российских сценах его пьеса «Детоубийца» (про Петра I и царевича Алексея). В Театре им. Маяковского идет спектакль «Бердичев» по одноименной пьесе Горенштейна, а в начале нынешнего театрального сезона в «Мастерской Петра Фоменко» выпустили спектакль «Волемир» - эту пьесу Фридрих Горенштейн написал в 1964-м году.