Госдума утверждает поправку о прокатных удостоверениях, инициированную директором Музея кино

07/06/2017

7 июня 2017 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому культурные учреждения и образовательные организации смогут без прокатного удостоверения демонстрировать художественные, документальные, анимационные фильмы и иные аудиовизуальные произведения, перешедшие в общественное достояние.

Поправка в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» была внесена по инициативе директора директора Государственного центрального музея кино Ларисы Солоницыной.

«Законопроектом предлагается разрешить осуществление некоммерческого показа музеями, библиотеками, научными организациями или образовательными организациями перешедших в общественное достояние фильмов, созданных на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы России без прокатного удостоверения», - отмечается в документе.


Фото: © РИА Новости / Владимир Федоренко

Сегодня кино показывают во многих образовательных и культурных учреждениях. К сожалению, часто это происходит с нарушением закона. Для любого публичного кинопоказа необходимо два документа – разрешение правообладателя и прокатное удостоверение. Для фильмов, ставших общественным достоянием (Public Domain) – один, и это как раз прокатное удостоверение, получение которого связано со сбором и оформлением достаточно большого количества документов. Например, в Министерство культуры необходимо предоставить монтажные (диалоговые) листы. Но на многие фильмы, в частности, до 1945 года, их не существует или они утеряны. И тогда устроителям показов необходимо покадрово просматривать фильм на большом экране (если картина не оцифрована) и письменно фиксировать все реплики героев и титры. Более того, для профильных учреждений культуры, каким, в частности, является Музей кино, это еще и дополнительные расходы: госпошлину необходимо платить за каждое удостоверение. К тому же, сбор, рассмотрение документов, получение удостоверения – все это занимает еще и большое количество времени. В результате музеям, библиотекам или школам бывает крайне сложно законно оформить документацию на фильм. Тем более, что некоторым организациям все это надо делать зачастую ради только одного (!) показа старого фильма. Получается, что даже фильмы на большом экране демонстрируются «пиратским» способом.

По существующему в стране положению Закона «Об авторском праве и смежных правах», срок авторских прав на фильмы прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения. Исходя из этого, на сегодняшний день фильмы, созданные (или обнародованные) в 1945 году и ранее, считаются перешедшими в общественное достояние.

По подсчетам киноведов, в пригодном для показа состоянии сохранилось примерно 1370 фильмов, снятых в период с 1908 (первый отечественный фильм) по 1945 год. Это почти вся отечественная киноклассика, например, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Насреддин в Бухаре» Якова Протазанова, «Кащей Бессмертный» Александра Роу, «Девушка с характером» Константпна Юдина, «Золотой ключик» Александра Птушко и многие другие.

С февраля 2015 года была проделана большая работа по убеждению в необходимости этого шага различных ведомств и департаментов. И даже получив поддержку Министерства культуры, поправка Ларисы Солоницыной прошла долгий путь необходимых согласований и утверждений. Наконец, 22 ноября 2016 года она была внесена Министерством культуры в Правительство Российской Федерации, а 7 июня 2017 года состоялось первое чтение в Государственной думе.

Впереди еще два чтения в Госдуме и утверждение в Совете Федерации. Но если поправку примут, то это в существенной степени облегчит работу с архивным кинематографом, расширит возможности деятельности научно-просветительских организаций, позволит избежать дополнительного объема работ и дополнительных расходов и без того небогатых учреждений культуры, узаконит все учебные показы, связанные с кинообразованием.