1 мая исполняется 100 лет со дня рождения Фёдора Савельевича Хитрука

30/04/2017

Ровно 100 лет исполнилось со дня рождения режиссера-мультипликатора Фёдора Савельевича Хитрука – знаковой фигуры в отечественной анимации.

Созданные им «Винни Пух», «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм» и другие работы заслужили любовь не одного поколения зрителей и вошли в золотой фонд отечественной анимации.

«Мультипликация - это самое короткое расстояние между мыслью и образом. А возможности этого вида искусства поистине неисчерпаемы», - считал мастер.


РИА Новости. В. Малышев

Фёдор Хитрук родился 1 мая (18 апреля) 1917 года в Твери. Когда мальчику было 7 лет, семья переехала в Москву, а затем в немецкий Штутгарт, где будущий режиссер-мультипликатор начал брать первые уроки рисования. В Германии Фёдор Хитрук занимался в художественно-ремесленном училище и много времени проводил в зоопарке, рисуя животных. По возвращении в Москву образование было продолжено: юноша окончил художественный техникум ОГИЗа (Объединение государственных книжно-журнальных издательств), затем - Институт повышения квалификации художников-иллюстраторов.

Вероятно, мир бы приобрел хорошего книжного иллюстратора, но лишился бы гениального мультипликатора... Если бы не событие, которое произвело на молодого художника глубокое впечатление и определило выбор карьеры. В 1935 году в Москве на междунарожном кинофестивале были показаны мультфильмы Уолта Диснея. Фёдор Хитрук, посмотрев работы американского аниматора, загорелся идеей устроиться работать в студию «Союзмультфильм».

С первого раза попасть на желанное место не получилось; последующие попытки тоже не принесли плодов. Наконец, когда «Союзмультфильм» объявил конкурс на позицию аниматора-стажера, Фёдор Хитрук получил долгожданную работу. Позже его приняли в штат, а первым персонажем молодого специалиста стал дворник в мультфильме Владимира Сутеева и Ламиса Бредиса «Дядя Стёпа» (1939 год).

Любимое занятие прервала Великая Отечественная война. Художника направили на учебу в Ставрополь-на-Волге – в Институт иностранных языков. После обучения Фёдор Хитрук служил переводчиком на фронте, командовал взводом радиоперехвата воздушной армии, а после войны еще в течение двух лет был военным переводчиком в Берлине. По окончанию службы вернулся в «Союзмультфильм».

Как блистательный художник-мультипликатор Фёдор Савельевич участвовал в создании более сотни мультфильмов: «Серая шейка», «Каштанка», «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Оле-Лукойе», «Снежная Королева», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино», «Царевна-Лягушка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»... Список обширен.


Из коллекции ГЦМК. Эскиз к мультфильму «Винни Пух». Авторы Э.В. Назаров, В.Н. Зуйков

«В одном фильме я играл пьяного воробья. Сначала мне пришлось изучить повадки этих птиц, их движения, затем представить себе воробья в пьяном виде и тогда уже придать ему человеческий характер. Такова природа нашего искусства: любой персонаж – будь это воробей, подушка или чайник с отломанной ручкой (приходилось исполнять и такие роли) – в конечном итоге отображает человека, его чувства и поступки» - Фёдор Хитрук

«Сольные» мультфильмы Фёдора Савельевича выходят в 1960-х. Дебютной режиссерской работой стал мультфильм «История одного преступления» (1962). Сегодня считается, что эта лента ознаменовала начало нового стиля в советской мультипликации. За «Историю...» Фёдор Савельевич был удостоен награды Международного кинофестиваля в Сан-Франциско, получил «Серебряного льва» в Венеции, почетный диплом фестиваля фильмов в Оберхаузене (ФРГ) и премию Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.

Далее последовали «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», шедевральный «Фильм, фильм, фильм», «Остров», «Дарю тебе звезду», «Человек в рамке», «Икар и мудрецы», и, конечно же, трилогия о непосредственном плюшевом медвежонке «Винни-Пух».

«Для нас Винни Пух был не просто медвежонком, который любит мёд. Мы увидели в нем философа, мечтателя. И все комические ситуации строились у нас на столкновении воображаемого мира Винни Пуха и той реальности, которая его окружала и с которой он так нелепо и неожиданно для себя входил в контакт» - Федор Хитрук


Из коллекции ГЦМК. Титры. Мультфильм «Винни Пух»

Талант Федора Савельевича заключен в неувядаемости его фильмов. Он рассказывал сложные истории простым языком, который понятен зрителю даже через полвека после создания фильмов.

«Все мы продолжаем входить в мультипликацию, и конца этому не будет. Мультипликация – искусство во многом еще не познанное и не разгаданное» - Фёдор Хитрук

Последней работой Фёдора Хитрука стала картина-притча «Лев и бык» 1983 года. С тех пор он не снимал, но начал активно преподавать, инициировал анимационное отделение на высших курсах сценаристов и режиссёров и стал учителем большинства современных лидеров российской авторской анимации.


Кадр из мультфильма «Каникулы Бонифация»


Из коллекции ГЦМК: эскизы. Художник С.А. Алимов

Мультфильм «Каникулы Бонифация» снят по сюжету сказки чешского писателя Милоша Мацоурека «Бонифаций и его племянники». Послушный и обаятельнейший цирковой лев отправляется домой на каникулы. Но вместо отдыха Бонифаций неустанно дает представления для малышей. «Кстати, Бонифаций —это тоже я. Не Хитрук Фёдор Савельевич, а художник вообще. После каждого фильма я проклинаю кинематограф в целом и свою профессию в частности: «Никогда в жизни! Пропади оно всё пропадом!…» Но случается, что сидишь в кинотеатре, показываешь детям мультики и снова возникает желание работать. Когда я вижу счастливые лица детей, которые смотрят мои фильмы, то я чувствую себя необычайно отдохнувшим», - признавался режиссер.

Из коллекции ГЦМК: Эскизы. Авторы Э.В. Назаров, В.Н. Зуйков

Над трилогией о медвежонке и его друзьях Фёдор Хитрук работал в соавторстве с Борисом Заходером. Текст англиийского писателя Алана Александра Милна был несколько видоизменен – из повествования пропал Кристофер Робин и несколько других персонажей.


Из коллекции ГЦМК: Эскиз персонажа. Авторы Э.В. Назаров, В.Н. Зуйков

Фёдор Хитрук об Икаре: «Он мне виделся совершенно в другом обличии. Не в образе античного героя, красавца, жертвенника, а как маленького, смешного, нелепого человека, обуреваемого одной единственной страстью – летать. И в этой своей страсти он был трогателен и смешон. Но эта страсть была настолько велика, что никакие катастрофы, никакие несчастья не могли его отвадить от этой мечты».


Из коллекции ГЦМК: сцены из «Фильм, фильм, фильм!»

«Фильм, фильм, фильм», рисованная работа 1968 года, представляет собой пародию на то, как делаются фильмы, остроумно раскрывает «кухню» кинопроизводства. Прототипом главного героя ленты, режиссера, стал Григорий Рошаль.


Из коллекции ГЦМК: Эскиз к мультфильму «Дарю тебе звезду»

Мультфильм «Дарю тебе звезду» о неизменности взаимоотношений полов состоит из четырёх частей-песен, связанных общим мотивом. Мужчина находит женщину и поёт ей оды, она же занята хозяйством. Каменный век, Средневековье, современность или будущее – некоторые вещи остаются неизменными.


Кадры из «Топтыжки». Художник С.А. Алимов


Из коллекции ГЦМК: раскадровка. Художник С.А. Алимов

«Топтыжка» — вторая по счёту режиссёрская работа Фёдора Хитрука, сказка о дружбе медвежонка и зайчонка, выполнена в технике бесконтурного рисунка. В фильме использованы рисунки художника Евгения Чарушина. «Была у меня мечта затаённая — сделать Чарушина. Это божественный художник-анималист. И всё совпало. Но было титанически трудно. Каждый рисунок Чарушина неповторим, изыскан, как божье озарение: мазок кисти — медведь оживает. Но тут тысяча движений, фаз. Божественного откровения в «потоке» не скроишь. Чарушин оказался лишь отчасти похож. Но всё-таки какой-то момент волшебства сохранился», — рассказывает Фёдор Савельевич о своей работе.