В Доме кино открылась выставка Музея кино «Владимир Егоров: сто лет в кино»

25/10/2015

25 октября в Доме кино Союза кинематографистов состоялось открытие выставки «Владимир Егоров: сто лет в кино», организованная Музеем кино совместно с МГПХА имени С. Г. Строганова.

В фойе Большого зала расположилась экспозиция, подготовленная и выстроенная компанией «Культурное наследие». Стенды выделили самые яркие особенности и вехи в творчестве художника, разделив удивительные эскизы из коллекции Музея кино на тематики: «Экранизация и водевиль», «Достоверность и образ истории», «Пространство сказки», «Экспрессия киноязыка» и другие. Здесь же на экранах посетители могли увидеть фрагменты из кинокартин, оформленных Владимировым Егоровым, и сравнить эскизы с воплощением его творческого замысла в фильмах, среди которых — «Барышня и хулиган» (Евгений Славинский, Владимир Маяковский, 1918), «Закройщик из Торжка» (Яков Протазанов, 1925), «Рваные башмаки» (Маргарита Барская, 1933), «Тринадцать» (Михаил Ромм, 1936), «Мы из Кронштадта» (Ефим Дзиган, 1936). «Лермонтов» (Альберт Гендельштейн, 1943), Без вины виноватые» (Владимир Петров, 1945), «На подмостках сцены» (Константин Юдин, 1956).

Приветственная церемония началась с выступления ученого секретаря Музея кино и куратора выставки Ирины Павловой. Она отметила, что к организации мероприятия приложили усилия множество человек, среди которых сотрудники Музея кино, МГПХА имени С. Г. Строганова, компании «Культурное наследие», а также то, что выставку поддержали Министерство культуры, Союз кинематографистов и Дом кино.

«Егоров был выдающимся художником. Достаточно открыть любую энциклопедию, и вы узнаете, что это был новатор, который восхитил всех современников, сделал чрезвычайно интересные открытия в декорационном искусстве в театре и кино, и стал основоположником профессии художника-постановщика. К тому же он был весьма ироничным человеком, и ничего не боялся в то время, когда все всего боялись. Однажды когда на худсовете в Союзе художников обсуждался его фильм «Кутузов», он мрачно, но громко произнес: «Я, вообще, не понимаю, нужен ли художник в кино! Лудите сами как умеете!». А на юбилейном вечере Егорова его друг и учитель Николай Соболев произнес слова, которые выражают суть творческой личности Егорова: «Ты всегда умел придумать что-то такое, что до тебя никому не приходило в голову!» — завершила Ирина Павлова и призвала гостей внимательно изучить выставку, которую организаторы старались сделать «содержательной и изящной».

Директор Музея кино, Лариса Солоницына, поддержала слова коллеги и поблагодарила лично Ларису Баженову, заместителя директора, и Кристину Юрьеву, главного хранителя, которые с конца прошлого года трудились над организацией выставки, а также представила важного гостя мероприятия — ученика Владимира Егорова, Германа Вячеславовича Черёмушкина.

Герман Вячеславович Черёмушкин, профессор, народный художник России, начал выступление эксцентричным, как личность его учителя, отрывком из стихотворения Владимира Маяковского «Во весь голос», а продолжил рассказами трогательных и забавных эпизодов из юности в Строгановском училище с преподавателем Владимиром Егоровым:

«К нам пришел человек в сером костюме, галстуке и мятой шапочке и поразил нас необычным мышлением. Я лично сразу испытал восторг от его таланта и резкости, сочетающейся с интеллигентностью. Своим студентам я до сих пор преподаю самый важный принцип композиции со слов Егорова: в изображении должна быть ярко выражена главная деталь, а второстепенные — дополнять образ».

Затем на сцену вышел Антонио Вильчес-Ночерол, доцент кафедры «Промышленного дизайна» МГПХА имени С. Г. Строганова. Он поприветствовал гостей и поблагодарил Музей кино за организацию выставки, а также как художник экспозиции, адресовал теплые слова авторам проекта, который «абсолютно соответствует духу художника».

«Владимир Егоров один из первых ввел эскиз в кино. Его эскиз — это точно выстроенный проект. — отметил Антонио Вильчес-Ночерол. — Если остановить любой кадр фильма, оформленного Егоровым, вы увидите замечательно выстроенную композицию, а сейчас это, к сожалению, ушло из кинематографа. В этом отношении вклад художника невозможно переоценить. К тому же он был потрясающим преподавателем. Недаром однажды ученики написали ему записку, которую Егоров сохранил в своем дневнике: „Вы для нас это Бог“. Мы очень горды тем, что этот великий художник учился в Строгановке, а его ученики работают у нас. Это большая честь участвовать в этой замечательной выставке».

В заключение приветственной церемонии Ирина Павлова процитировала слова Валентина Серова, оценившего талант еще молодого художника: «Очень много талантливых „строгальщиков“, но самый солнечный и неподражаемый один — Владимир Егоров».

Герман Вячеславович Черёмушкин лично показал гостям выставки эскизы, вспоминая множество историй о своем великом преподавателе, отмечая его великолепный смелый талант и рассуждая об искусстве:

«Знаете, как одна моя студентка изобразила „Россию“? Черное сердце, а внутри белая бутылка. Такую остроту мышления преподавал Владимир Евгеньевич. Острота взгляда на свое время».

Кроме того, в этот день в Малом зале Дома кино, в рамках кинолектория Музея кино гости посмотрели два фильма, где художником-постановщиком был Егоров — «Барышня и хулиган» (Евгений Славинский, Владимир Маяковский, 1918) и «Закройщик из Торжка» (Яков Протазанов, 1926).


О Государственном центральном музее кино:

Центральный музей кино основан в марте 1989 года на базе реорганизованного Музейного отдела Всесоюзного Бюро пропаганды киноискусства. В 1992 году Музей кино стал самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией. В 2001 году Центральному музею кино был присвоен статус Государственного.

С момента открытия в 1989-м и до ноября 2005 года Музей кино располагался в Киноцентре на Красной Пресне, где были созданы фондовые коллекции, отражающие кинокультуру России на протяжении всей истории ее развития, проводились регулярные показы шедевров мирового кино. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагаются на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходят на различных площадках Москвы. С октября 2014 года одной из официальных площадок Музея кино стал Центральный Дом кино.

Пресс-служба ФГБУК «Государственный центральный музей кино»
+7 495 728 67 97
pr-museikino@yandex.ru