Эмма Рафаиловна Малая рассказывает о грампластинках из коллекции Арсения Тарковского

25/09/2020
Грампластинки из коллекции Тарковского Арсения Александровича в контексте музыкального решения фильмов Андрея Тарковского.  

В цикле «История одного предмета» в данной публикации мы представляем не один предмет, а несколько, связанных с одной темой. Музей кино считает своей главной задачей, рассказывая о фильмах, оценивать не только конечный результат, который зрители видят на экране, а проследить творческий процесс создания фильма в разных аспектах. Иногда его истоки можно обнаружить задолго до возникновения замысла фильма, особенно если в фильме отражается личность его создателя – режиссера. Может показаться странным, что мы представляем пластинки. Казалось бы, это не уникальные артефакты, а тиражная продукция (правда, сейчас это тоже редкость). Но если узнать их историю, и какую роль именно эти пластинки сыграли в творчестве выдающегося режиссера Андрея Тарковского, станет понятна их значимость и правомерность интереса исследователей к музыкальному решению некоторых его фильмов.  

В предметно-мемориальном фонде Музея кино находится уникальная, очень большая и содержательная коллекция грампластинок, собранная поэтом Арсением Александровичем Тарковским, отцом режиссера Андрея Тарковского. Он был большим знатоком и тонким ценителем классической музыки.  

В коллекции почти 3000 пластинок с записями выдающихся произведений европейских композиторов XVIII-XIX вв. в виртуозном исполнении музыкантов и вокалистов разных стран. 

Здесь сочинения Баха, Моцарта, Бетховена, Верди, Перголези и др. Записи сделаны в разные времена, от 1950-х до 1980-х. Каждый из любимых Тарковским композиторов представлен в многообразии творчества и трактовки разными музыкантами, отечественными и зарубежными (с чем в те времена было особенно сложно). Например, пластинок с музыкой Баха – 130 (все разные), а Дж. Перголези, чьи произведения исполняются не так часто, имеются 15 пластинок.  

Коллекция грампластинок Арсения Тарковского передана в дар музею Рауш-Тарковской Ириной Яковлевной (актрисой, режиссером, первой женой Андрея Тарковского) в 1995 г. Представляем некоторые из них.  

1. ПМ-2373 Грампластинка в конверте, из коллекции Тарковского Арсения Александровича. 

Бах Иоганн-Себастьян (1685-1750). Хоральная прелюдия ре минор. Хоральная прелюдия соль мажор. Прелюдия и фуга ми минор. Хоральная прелюдия ля мажор. Хоральная прелюдия ми мажор. Токката и фуга ре минор. Исп. И.Браудо (орган).  

Министерство культуры СССР. Всесоюзная студия грамзаписи. Москва. 1960-1965 гг. Винил, бумага, производство серийное, долгоиграющая 33 1/3 об/мин. На конверте портрет И.-С. Баха (1685-1750. Названия произведений.  

2. ПМ-1822 Грампластинка в конверте, из коллекции Тарковского Арсения Александровича. 

Перголези Джованни Батиста (1710-1736). «Stabat Mater».  

Исп. Е. Егорова (сопрано). Н. Исакова (альт). Хор мальчиков Московского хорового училища и оркестр студентов Мос. Консерватории. Дирижер А.Свешников.  

Первая ст: 1. Дуэт (хор). Grave. 2. Ария (сопрано соло). Andante .amorosu. 3. Дуэт (хор). Larghetto. 4. Ария (альт соло) Largo Allegro. 5. Дуэт (сопрано, альт, хор). 6. Ария (сопрано соло). Tempo Glosto.  

Вторая ст.: 7. Ария (альт соло). Andantino. 8. Дуэт (хор) Allegro. 9. Дуэт (хор). A tempo giusto. 10. Ария (альт соло). Largo. 11. Дуэт (хор). Allegro, ma non troppo. 12. Дуэт (хор). Largo assai. Presto assai.  

Апрелевский завод грампластинок. 1960 год. Винил, производство серийное, d-30 см. Грампластинка 33 об/мин. ГОСТ-5289-56 Д-06529 и 06530 

Обратите внимание: На обороте конверта пометка от руки (вероятно, Арс. Тарк.) «№10 XII 1960»  

3. ПМ-2852. Грампластинка в конверте, из коллекции Тарковского Арсения Александровича.  

Перголези Дж. “Stabat Mater”/Мать скорбящая. На латинском языке 

Исп. Г.Писаренко (сопрано), И.Архипова (меццо сопрано). Республиканская русская хоровая капелла. Худ. Рук. А.Юрлов. Московский камерный оркестр. Дирижер Р.Баршай 

1 ст. 1. Дуэт (хор), 2. Ария (сопрано). 3. Дуэт (хор), 4. Ария (меццо-сопрано), 5. Дуэт (сопрано, меццо-сопрано, хор). 6. Ария (сопрано) 

2. ст. 7. Ария (меццо-сопрано), 8. Дуэт (хор). 9. Дуэт (сопрано и меццо-сопрано), 10. Ария (меццо-сопрано), 11. Дуэт (сопрано и меццо-сопрано), 12. Дуэт (хор). 13. Дуэт (хор). 

Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия». Москва 

Грампластинка 33 1/3 об/мин. 33Д 018861 и 33Д 018862 

Обратите внимание: на конверте, в центре, на светлом ромбе, от руки (вероятно, Арс.Алекс. Тарковского): «Дж. Перголези, Stabat Mater, х.р. Юрлов, Баршай»  

4. ПМ-3391 Грампластинка в конверте, из коллекции Тарковского Арсения Александровича  

Дж. Перголези. Кантата “Stabata Mater“ /Мать Скорбящая. На латинском языке. Исп. Г. Писаренко (сопрано), И. Архипова (меццо сопрано). Русская хоровая капелла. Худ. Рук. А. Юрлов. Камерный оркестр, дирижер Р. Баршай.  

Первая ст. 1. Дуэт (хор), 2. Ария (сопрано). 3. Дуэт (хор), 4. Ария (меццо-сопрано), 5. Дуэт (сопрано, меццо-сопрано, хор). 6. Ария (сопрано)  

Вторая ст. 7. Ария (меццо-сопрано), 8. Дуэт (хор). 9. Дуэт (сопрано и меццо-сопрано), 10. Ария (меццо-сопрано), 11. Дуэт (сопрано и меццо-сопрано), 12. Дуэт (хор). 13. Дуэт (хор).  

Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия», Москва. Винил, производство серийное, d-30 см. Долгоиграющая, 33 1/3 об/мин. 33Д 018861 и 33Д 018862.  

Конверт в худ. оформлении. На об. Ст.: статья о композиторе, история и обзор произведения. 

«Композитор Джованни Батиста Драги (такова настоящая фамилия) родился в городе Йези в 1710 году. Так как его предки происходили из местечка Перголе, то и был прозван Перголези. За свою короткую жизнь (композитор умер в 26 лет), кроме упомянутого произведения, Перголези написал 10 опер, несколько кантат, 30 трио для двух скрипок и баса и целый ряд других произведений. Кантата “Stabat mater” была заказана композитору незадолго до смерти за 10 дукатов каким-то братством. Название произведения происходит от первых слов стихотворного текста: “Stabat mater dolorosa” – «Мать скорбящая стояла». Сочинение кантаты окружено такого же рода легендой, как и «Реквием» Моцарта. Композитора похоронили так же, как и Моцарта, в братской могиле для бедных. Кантата “Stabat mater” – поэтическое произведение, состоящее из 13 частей и выдержанное в стиле “Lamento” – жалобы, скорби…. Она была издана в 1738 году, через два года после смерти композитора, после чего получила широкое распространение.» 

Кантата “Stabat mater” представлена тремя пластинками: на одной пластинке более ранняя запись (это видно по номеру, ГОСТ 1956 г.). На двух других пластинках – одна запись, (1959-1960 г.), в том же исполнении, но выпущена повторно позднее, это видно по конверту.  

В нашей экспозиции, в разделе, посвященном творчеству режиссера Андрея Тарковского, наряду с фотографиями, мемориальными предметами, представлены 6 грампластинок из коллекции. Это те самые пластинки, которые Андрей Тарковский слушал вместе с отцом в юности и позднее, которые произвели на большое впечатление, повлияли на формирование его музыкальных вкусов.  

Упоминание об этом есть в книге «Александр Гордон об Андрее Тарковском 'Не утоливший жажды'», 2007 г.  

«Подлинное влияние поэзии отца, его личности на внутренний мир Андрея, может быть, не такая уж загадочна вещь: родился в семье поэта и впитал стихи отца с детства. А может быть, дело не только в этом, а в каком-то сгустке, составе родства, генов, в несловесном общении. Они вместе слушали музыку – было что выбрать из трехтысячной коллекции пластинок отца, вместе листали альбомы репродукций – было что посмотреть, он коллекционировал монографии о мировой живописи……..А что касается музыки, то для них обоих любимыми оставались лишь старые мастера». 

Андрей Тарковский вообще был музыкальным человеком, имел абсолютный слух, учился в музыкальной школе (правда, не закончил ее). Природная одаренность наградила его пониманием эмоционального воздействия музыки.  

Неисповедимы пути творческого человека: впоследствии сочинения великих композиторов, звучащие на этих пластинках, вошли в музыкальный ряд его знаменитых фильмов: «Зеркало» и «Солярис».  

Это называется музыкальное цитирование. С Тарковским работал замечательный композитор Эдуард Артемьев, но, кроме его оригинальной музыки, в фильмы были включены фрагменты классической музыки - сочинения композиторов прошлого.  

Не обладая достаточными знаниями в этой области, в дальнейшем позволю себе ссылки на статью Ю. Анохиной «Тарковский. Музыкальные цитаты», журнал «Искусство кино», 2007 г. 

«Музыкальные цитаты у Тарковского – это не просто звуковой фон, лирический или драматический, создающий определенное настроение, выражающий состояние героев. Это определенным образом выстроенный содержательный пласт, который в сочетании с видеорядом и поэтическими цитатами пробуждает в сознании (и подсознании) зрителя цепь глубоких культурных ассоциаций, тем самым серьезно обогащая главное послание картины, делая ее более объемной».  

В «Зеркале» на титрах звучит возвышенная и бесстрастная Хоральная прелюдия ля минор Баха. Она написана на текст протестантского псалма. 

В контексте фильма Хоральная прелюдия обретает новое звучание –это и благодарение за прожитую жизнь, пройденный земной путь, и своего рода полет, парение духа, поднявшегося к небесам и оттуда взирающего на эту скорбную землю с благодарностью и состраданием. Не случайно во второй раз она звучит в сцене полета («Сон матери»), когда мать героя, подобно Хари и Крису из «Соляриса», взмывает над землей от любви, переполняющей ее сердце. 

Музыкальная цитата из “Stabat Mater” Дж. Перголези продолжает эту тему, которая теперь становится более отчетливой и приобретает новый смысловой оттенок – страдания Матери. 

Цитата из произведения Перголези сопровождает кинохронику «Полет на стратостате». На экране огромный стратостат, вокруг которого летают люди на небольших шарах, «обслуживающих» махину, на лицах людей радость и гордость, но именно в эту минуту за кадром звучит скорбная медленная музыка Перголези в исполнении ангелоподобного детского хора. И вслед за хроникой полета на стратостатах – другой, не менее оптимистический по своему содержанию киноматериал: проезд героев-летчиков по улицам Москвы, под дождем из праздничных листовок. Это те самые летчики, которые в 1934 году спасли «челюскинцев» и за свой подвиг первыми в СССР получили звания Героев Советского Союза. И вот на фоне этих радостных кадров звучит неожиданно скорбная музыка. 

Вместо радости - мысль о смерти. Противоречие? Нет глубокая внутренняя связь. Хроника со стратостатами не так оптимистична, как кажется на первый взгляд, поскольку полет аппарата закончился крушением и гибелью людей. И потому неудивительно, что хронику ХХ века, тревожную и радостную, обрамляет скорбная молитва, обращенная к страдавшей Матери и страдавшему Сыну. 

«Stabat Mater» Дж.Перголези по праву считается одним из лучших и самых сильных произведений этого жанра. Высокая скорбь и глубина произведения итальянского композитора сопоставима с другим шедевром мировой музыки – «Реквиемом» Моцарта, также написанного накануне смерти. Закономерно, что в фильме «Зеркало» с его ведущей темой Матери звучит именно «Stabat Mater». В контексте фильма эта музыка обретает особое звучание: страдание Богоматери у креста Божественного сына выступает как прообраз страдания всех матерей Земли. 

В фильме «Солярис» музыкальная цитата только одна, но она становится подлинным лейтмотивом всей картины, открывая и завершая ее, появляясь в ключевых сценах. Это Хоральная прелюдия фа минор И.С. Баха. Фрагменты его произведений звучат в «Солярисе», в «Зеркале» и в «Жертвоприношении». По свидетельству Эдуарда Артемьева, музыка Баха сопровождала Тарковского почти ежедневно и знал он ее основательно, коллекционировал записи, помнил наизусть. Она привлекала его величественной надмирностью творческого созидания, т.е. способностью не отождествлять себя с темной действительностью и земными страстями, а взглянуть на них как бы со стороны или сверху, глазами бога.  

Итак, Хоральная прелюдия фа минор. Хоральными в мировом баховедении принято называть прелюдии, в основу которых положена тема церковной песни, хорала… В «Солярисе» Хоральная прелюдия фа минор Баха звучит 4 раза. Появляясь на титрах фильма, настраивает зрителя на определенное восприятие…. 

С первых же кадров зрителю становится ясно, что речь здесь идет не о научно-фантастическом понимании будущего, а о вечности, о человеческих взаимоотношениях, о душе, о смысле жизни. Вновь баховская тема на станции Солярис», когда те же земные пейзажи, которые мы видели в начале картины, станут для героя воспоминаниями. Здесь баховская тема воспринимается как тема вечной любви, Божественного сострадания к людям.  

Благодаря Баху финал «Зеркала» приобретает оптимистическое (в духовном смысле) звучание.» 

Примечание. Компетентные читатели этой публикации могут заметить, что в представленных пластинках "Хоральная прелюдия фа минор" И.С. Баха отсутствует. Есть все другие Хоральные прелюдии, в том числе "ля минор", которая тоже звучит в "Зеркале". Нет этой записи и среди 130 упомянутых выше пластинок Баха в коллекции, где она была. Понятно, что Андрей Тарковский слушал все Хоральные прелюдии, но именно эта, наиболее важная для него, вероятно, перешла в его собрание, которое не находится в музее.  

Надо также понимать, что в фильме звучит музыка не с пластинок, а с исходных записей. Пластинки по музейной терминологии - "мемориальный предмет", имеющий прямое или опосредованное отношение к тонкой материи творческого процесса.  

В заключение хочу поделиться своими наблюдениями за реакцией посетителей музея не только в те моменты, когда они самостоятельно осматривают экспозицию, но даже в сопровождении экскурсовода. Зрители проявляют большой интерес к творчеству и личности Андрея Тарковского. Конечно, легче воспринимаются материалы, которые можно посмотреть: биографические фотографии (детство, юность, родители), фотографии рабочих моментов, эскизы к фильмам, потом идут мемориальные предметы, но здесь интерес только при пояснении экскурсовода.  

Пластинки разложены в витрине, по ним скользят взглядом, не задерживая внимания. Но когда рассказываешь историю этих пластинок и почему, собственно, они здесь представлены, когда говоришь о роли музыки в его фильмах, особенно в автобиографической картине «Зеркало», то эти пластинки уже вызывают интерес. Ведь эта отдельная тема мало известна зрителю (не музыканту, не музыковеду), даже если это поклонник Тарковского. Современные музейные технологии позволяют при использовании специальных программ получать дополнительную звуковую информацию, можно даже услышать музыку, звучащую в фильме, которая вместе с соответствующими комментариями поможет лучше, объемнее, эмоциональнее воспринимать сложные фильмы Тарковского. Это и является главной задачей современного музея. Здесь есть большие перспективы. 

Хранитель предметно-мемориального фонда Эмма Малая