Забытые мультфильмы Льва Атаманова


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Смотрите онлайн! Схема проезда

2/04 — 31/05/2020


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Смотрите онлайн! Схема проезда

2/04 — 31/05/2020
Цикл «Забытых мультфильмов известных аниматоров»
Цикл «Забытых мультфильмов известных аниматоров» переносится в онлайн формат. Мы предлагаем вам вспомнить некоторые картины, которые показывали и обсуждали год назад на самой первой встрече, посвященной классику отечественной мультипликации Льву Атаманову. 

Льва Атаманова часто называют отцом русской мультипликации и самым разноликим режиссером. Начало его творческой деятельности действительно совпало с периодом активного производства мультипликационных фильмов в нашей стране (конец 1920-х- начало 1930-х гг. прошлого века). Разноликость же проявляется в чрезвычайном многообразии его работ — как графическом, так и тематическом. 

При этом все его работы отличает особый «атамановский» дух — стремление показать на экране лучшие человеческие качества — гуманность, благородство, справедливость, доброту. 

Чаще всего в его репертуаре выделяют сказочные сюжеты — знакомые всем из детства «Аленький цветочек», «Золотую антилопу», «Снежную королеву», «Пастушку и трубочиста». Чуть менее популярными остаются его поздние работы, заслуживающие отдельного внимания. В них тоже можно найти элементы сказочности, только более современной, лиричной, сатиричной, философской, созвучной духу времени. 

«Букет» (1966) 
В сатирическом мультфильме о супружеской неверности с удивительно счастливым финалом Атаманов применил технику плоской марионетки, которая, несмотря на очевидную ограниченность в движении, позволила усилить ироничное звучание сюжета. Художники-постановщики фильма Розалия Зельма и Борис Корнеев выбрали условное решение изобразительной части, в котором намеренно нарушена классическая перспектива и соотношение размеров персонажей с окружающим их пространством. 


«Скамейка» (1967)
Одна из двух работ, созданных Атамановым в сотрудничестве с известным датским карикатуристом Херлуфом Бидструпом. Это жизненные истории, происходящие в течение одного дня на одной и той же скамейке в парке, снятые с одной точки, без дополнительных визуальных элементов в кадре. Перед нами проходит целая вереница персонажей, каждый из которых отыграв свою роль, уступает место следующим героям. 


«Балерина на корабле» (1969) 
Лиричная история о балерине, которая спасла тонущий корабль, попутно вдохновив всю команду своими необычными танцами. Движение персонажей здесь становится направляющей нитью, на которую нанизываются соответствующие порывам сюжетные ходы. Не последнюю роль в ритмическом сочетании движения персонажей и фонов сыграл Анатолий Петров, исполнивший походку и все танцы юной балерины в этом мультфильме. А общая изобразительная стилистика навеяна воздушными картинами французского художника Рауля Дюфи. 


«Новеллы о космосе» (1973) 
Две короткие зарисовки, объединенные в один мультфильм. Действие первой новеллы разворачивается на земле: космонавту, собирающемуся в путешествие на ракете, мешает маленькая девочка, которая всего лишь хочет получить от взрослого немного внимания, как и любой ребенок. Ситуация во второй новелле более фантастическая, но не менее знакомая всем жителям больших городов. Какая разница, на какой дороге случается авария и образуется пробка? В итоге все идет по одному и тому же сценарию. 


«Пони бегает по кругу» (1974) 
Добрая история о маленьком пони, который устал ежедневно веселить детишек и мечтает стать военным конем. Но все меняется, когда он понимает, что может дарить радость всем без исключения — и большим и маленьким. Этот мультфильм сам Атаманов называл в числе своих любимых. 


«Я вспоминаю…» (1975) 
Одна из последних работ режиссера (после были только 3 серии «Котенка по имени Гав») — пожалуй, наиболее философская в его фильмографии. Сказка, в которой обыгрывается игровая условность — поэтичная, эмоциональная, глубокая. Приглядевшись, можно отметить мягкую рисовку и умеренную яркость тонов, которые естественным образом отражают суть процесса воспоминаний, погружения в прошлое и очень точно сочетаются с лиричными интонациями мультфильма.


Ведущая цикла – киновед, исследователь анимационного кино Екатерина Семёнова. 

Проект организован при поддержке киностудии «Союзмультфильм». 

 

12+
  



П о д п и с а т ь с я   н а   р а с с ы л к у


Дорогие друзья!
Добро пожаловать на новый сайт Музея Кино.

Мы постарались сделать его интересным и удобным, и продолжаем над этим работать. В ближайший месяц здесь будут появляться новые разделы и материалы. Если у Вас появятся какие-то предложения и идеи по сайту, будем рады их получить.

Ваше имя *
Email *
Ваши предложения *