«Йя-Хха» (1986, реж. Рашид Нугманов)


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Смотрите онлайн! Схема проезда

31/05 — 31/12/2020


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Смотрите онлайн! Схема проезда

31/05 — 31/12/2020
Рубрика «Ты помнишь, как всё начиналось...»
Кино удивительным образом даёт нам возможность перенестись во времени и пространстве, и приобщиться к атмосфере ушедших лет. Сегодня в рубрике «Ты помнишь, как всё начиналось...» перенесемся в Ленинград середины 80-ых и вдохнём свежего, кружащего голову, наэлектризованного ожиданием грядущих перемен, воздуха, которым полон дипломный фильм Рашида Нугманова «Йя-Хха» (1986). 

Комментарий к фильму киноведа, научного сотрудника Музея кино, куратора киноклуба Музея кино «На закате тысячелетия», Нины Цыркун: 

Всё только начиналось… 

«Йя-Хха» – так называлась ленинградская рокерская тусовка середины 80-х, и так назвал свою дипломную вгиковскую работу казахский студент Экспериментальной мастерской Сергея Соловьева Рашид Нугманов. В мае 1986 года, когда российский рок только начинал выходить из подполья, кто-то из рокеров договорился с директором одного из Домов культуры о концерте с участием групп «Кино» и «Алиса», которую и собирался снимать Нугманов. Но в назначенный час двери ДК оказались закрытыми, так что вместо эпизода с концертом получилась сцена облома, где попутно тусовка женит двух своих членов, а в финале Виктор Цой приглашает всех к нему в котельную на Петроградской (где потом был создан клуб-музей Цоя). Черно-белая короткометражка выглядит как документальный фильм, но самом деле это постановочная картина, «опыт кинопередачи невидимых явлений», которую по жанру можно назвать нашей первой мокьюментари о «невидимой», но ощущаемой свободе говорить и действовать через музыку. Стилистическая коллажность эклектической мозаики, где сошлись те, кого сегодня зовут отцами русского рока, складывается из разноформатных кусочков по принципу «жизни врасплох» Дзиги Вертова, любимого документалиста Нугманова («Йа- хху» снимал как курсовую работу оператор Алексей Михайлов). «Расплох», подготовленный самой жизнью, встраивается в главный сюжет фильма – движение, передающее жизненные ритмы освободившейся энергии в стремительно меняющейся действительности. Фильм как в раму заключен двумя знаковыми рок-композициями. В начале звучит «Мое поколение» Константина Кинчева («Мое поколение молчит по углам. Мое поколение не смеет петь…»), а в конце – призыв Виктора Цоя: «Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив… Дальше действовать будем мы!». Но после этой песни следует фрагмент трагической «Ленинградской» симфонии Шостаковича, окрашивающий сегодняшнее ностальгическое восприятие фильма нашим знанием о том, что случится дальше и с российским роком, и с его героями. 


Проект организован при поддержке Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова.

18+
  



П о д п и с а т ь с я   н а   р а с с ы л к у


Дорогие друзья!
Добро пожаловать на новый сайт Музея Кино.

Мы постарались сделать его интересным и удобным, и продолжаем над этим работать. В ближайший месяц здесь будут появляться новые разделы и материалы. Если у Вас появятся какие-то предложения и идеи по сайту, будем рады их получить.

Ваше имя *
Email *
Ваши предложения *