«Волшебное зерно» (1941, реж. Валентин Кадочников, Фёдор Филиппов)


Читайте и смотрите онлайн!

6/06/2020 — 31/12/2024


Читайте и смотрите онлайн!

6/06/2020 — 31/12/2024
Цикл показов «Фильмы Великой Победы»
В рамках цикла показов «Фильмы Великой Победы» фильм «Волшебное зерно» (1941) Валентина Кадочникова и Фёдора Филиппова представляет хранитель фонда «Музей С. М. Эйзенштейна», Вера Румянцева: 

Мы продолжаем показывать фильмы военных лет и представляем вам кинематографиста, имя которого, к сожалению, мало известно: Валентин Кадочников. «Волшебное зерно» - его первая и последняя режиссёрская работа в полнометражном кино. А ведь эта с виду нехитрая детская сказка не просто сделана учениками Эйзенштейна. Один из её героев напрямую «списан» с Эйзенштейна, о чём знал сам «прототип» (в ту пору – художественный руководитель «Мосфильма»). Этот персонаж – Дед Всевед, изучающий тайны Вселенной в окружении книг и ОЧЕНЬ не любящий, чтобы его отвлекали. Но именно он может помочь ребятишкам Андрейке и Марийке прорастить волшебное зерно, подаренное богатырём Мастером На Все Руки... В гриме и костюме Всеведа есть явные черты Сергея Михайловича, даже любимая им одежда в клеточку. Роль Деда превосходно сыграл актёр МХАТа Владимир Грибков. Ученики вполне усвоили манеру учителя шутить и иронизировать над собратьями. Враг Всеведа, чародей Кара-Мор, насылает на росток волшебного зерна зловредных жуков-долгоносиков. В патетическом марше жуков через болото можно усмотреть «дружеский шарж» учеников на фильм учителя - на Ледовое побоище в «Александре Невском». Гротескные роли Кара-Мора и его подручного Живоглота исполняют актёры-мейерхольдовцы Алексей Кельберер и Сергей Мартинсон.

Валентин Кадочников (03.12.1912 – 07.12.1942) учился у Сергея Михайловича в режиссёрской мастерской, набранной в 1932 году. Он был одним из тех, на кого учитель возлагал самые большие надежды. Ещё в студенческие годы он проявил и талант рисовальщика. В 1936 окончил ВГИК, в 1937-38 работал в объёмной анимации. Одна из этапных работ Кадочникова (о чём не все знают) – столь полюбившиеся зрителям куклы и декорации в фильме-сказке А.Л. Птушко «Золотой ключик» (1939). Следующей работой молодого режиссёра был собственный игровой фильм «Волшебное зерно», поставленный совместно с Фёдором Филипповым – сокурсником по мастерской Эйзенштейна во ВГИКе. Фильм стал также дебютом замечательного художника-декоратора Алексея Пархоменко.

Начатая до войны на «Мосфильме», картина доделывалась на Центральной объединённой киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате. В сложнейших условиях эвакуации пришлось даже заменить актёра, игравшего одного из важных персонажей: в начале фильма роль Мастера На Все Руки исполняет Иван Переверзев, а в финале в той же роли появляется старательно загримированный Сергей Столяров, так как Переверзев не смог приехать для досъёмок в Алма-Ату. В апреле 1942 фильм вышел на экраны.

У Кадочникова уже были планы на следующую постановку, а позже – как знать! - могло бы появиться и продолжение «Волшебного зерна». Но, хоть и освобожденный по слабому здоровью от военной службы, он был послан по разнарядке на «трудовой фронт», в колхоз под Алма-Ату: на заготовки саксаула, которым тогда топились печи. И, не выдержав тяжёлой работы, скончался.

Свидетелем прибытия в город гроба с телом Кадочникова ранней зимой 1942-го стал поэт Владимир Луговской - автор текста песен в «Иване Грозном» (а ранее в «Александре Невском»), приехавший в Алма-Ату для работы с Эйзенштейном. Потрясённый, он написал поэму «Город снов» (1943-1956) - об учителе и погибшем ученике, о самом себе и соотечественниках в Алма-Ате и на далёких фронтах, о стремлении во что бы то ни стало остаться Человеком. О Вале Кадочникове в начале поэмы он пишет:

Такая юность в нём еще кипела, 
И ум, и тонкий жар, и все любили 
Отчётливый и чистый русский профиль, 
И гордый нрав, и сдержанную силу. 
Надежду лёгкую. Он был надеждой 
Для мастера великого. Так просто 
Ему всё удавалось. Так ничтожно 
Сопротивлялась форма. Просто рядом 
Кричали вещи: «На, возьми любую!» 
Он был как песня русская. Он был 
Пленительно талантлив. Больше всех 
Любил его высокий, трудный мастер. 
Но вовсе не за тонкий, чистый профиль. 
Любил, завидовал, дразнил ревниво 
За безотчётную повадку мысли, 
Которая у нас порой зовётся 
Животной мудростью, умом стихийным, 
Когда всё правильно, Сомнений нет. 
А жизнь летит блистающим потоком!..

В горестном некрологе, напечатанном в местной газете, Эйзенштейн писал: «...мы дали погибнуть одному из лучших наших товарищей. Пусть же его смерть послужит окриком, чтобы мы вовремя опомнились, чтобы мы начали думать и заботиться о наших людях, (…) чтобы мы не забывали, что самое драгоценное на свете - человек…».

Далеко не всех удалось уберечь. 
Погиб на войне – сгорел в танке – ещё один талантливейший ученик Эйзенштейна: Олег Павленко, друг Вали Кадочникова и его соавтор по студенческим работам во ВГИКе. Отслужив военным корреспондентом, продолжил работать в кино Фёдор Филиппов, но в других жанрах и, по оценкам киноведов, уже не достиг такого успеха, как в соавторстве с Кадочниковым. 
Вернулся с фронта Алексей Пархоменко и прославил своё имя работой художника- постановщика на множестве фильмов – назовем лишь некоторые: «Верные друзья» (1954), «Девушка без адреса» (1957), «Нормандия-Неман» (1960), «Скверный анекдот» (1966), «Бег» (1970)... Его эскизы и живопись хранятся ныне и в Музее кино. 

Мы посвящаем этот сеанс памяти молодого поколения 1930-х - 1940-х: тем, кто успел и кто не успел осуществить свои замыслы в творчестве, но безусловно осуществился как Человек.

Приятного просмотра! 


6+