Цикл лекций «Новое российское кино, или Есть ли жизнь после смерти культуры?»


Москва, проспект Мира, 119, павильон № 36, Образовательный центр. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Стоимость лекции: 200 руб. Схема проезда

25/10 — 27/12/2019


Москва, проспект Мира, 119, павильон № 36, Образовательный центр. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Стоимость лекции: 200 руб. Схема проезда

25/10 — 27/12/2019
Цикл лекций Лидии Кузьминой

Цикл лекций Л. Кузьминой, посвященных современному отечественному кинематографу. 

В середине нулевых в России, где, казалось, искусство кино окончательно умерло, возник новый кинематограф, качественно отличающийся от экранного искусства предыдущих периодов. В стране появились режиссеры, живущие в унисон со временем, способные это время объяснить и вызвать зрителей на разговор и рефлексию. Сегодня отечественное кино снова стало частью современной культуры. Но что это за культура? И что это за кино?

Расписание и темы занятий (октябрь-декабрь):

25 октября, 19.00 «Точка отсчета. Борис Хлебников и “Свободное плавание”»
В нулевые в мировом, а затем и в российском кинематографе сменились художественные приоритеты, постмодернизм уступил место камерному реализму. Глубокое основание перехода – в попытке отойти от разочарования тем «прекрасным новым миром», который человек создал в XX веке (выраженному в постмодернистском стиле), и обратиться к более позитивному настрою: на познание стремительно меняющейся действительности. 52-й Каннский фестиваль (1999) и 17 Кинотавр (2006) стали точкой отсчета для нового периода в истории кино: победу одержали «Розетта» братьев Дарденн и «Свободное плавание» Бориса Хлебникова - произведения нового реалистического искусства. Особенностями нового стиля стали бессюжетность, ассоциативность (в противовес социально-психологической обусловленности), особая лирическая интонация; часто в фильме заняты непрофессиональные актеры и не медийные лица. Неброское по форме и посвященное жизни обычных людей, это кино не претендует на открытия, но при этом решает сложную мировоззренческую задачу: открыть за картинами повседневности скрытый смысл сегодняшнего времени, его философию и мораль. Разные вариации современного реализма создают в своих фильмах Алексей Мизгирев и Бакур Бакурадзе, Николай Хомерики и Сергей Лобан, Юрий Быков и Александр Котт, другие режиссеры. Борис Хлебников остается лидером направления, сочетая в своих фильмах и изящную философичность, и социальный портрет, и размышления о герое времени. 

29 ноября, 19.00 «Пять минут славы. Валерия Гай Германика и “Все умрут, а я останусь”»
Новое российское кино рождалось в начале XXI века как (пост)реалистическое, камерное, социальное. Почти сразу в нем выделилась отдельное направление: жесткая социальная драма, сформированная школой Марины Разбежкиной и эстетикой Театра.doc. К нему принадлежат «Все умрут, а я останусь» (2008) Валерии Гай Германики, сериал «Школа» (2010, режиссеры Валерия Гай Германика, Наталья Мещанинова и Руслан Маликов), «Комбинат «Надежда» (2014) Натальи Мещаниновой. Эти картины пережили не долгий, но яркий период славы, оказавшись слишком радикальными и экспериментальными для своего времени. Набиравшему силу гламуру жесткая социальная драма противопоставила грубую правду жизни: авторы обратились к проблемам маргинальных слоев населения, использовали шоковые сюжеты, обсценную лексику и были предельно натуралистичны. Пришедшие в большинстве своем из документального кино, они принесли на экран дух «сырой» реальности. Художественный метод справедливо вызывает неоднозначную оценку и споры: с одной стороны, дает точные, обладающие психологической глубиной образы маргинальной жизни и ее представителей, с другой – эстетизирует грубый, жестокий, неразвитый мир социальных изгоев. 

27 декабря, 19.00 «Маленький человек в центре мира. Метафорический кинематограф. Василий Сигарев и “Страна Оз”» 
Отправная точка современного российского кино – кризис 90-х годов. Реалистическое направление, которое стало основным с середины нулевых, представляет собой попытку восстановить разрушенную картину мира, вглядываясь в него и изучая его, выражает стремление понять ту новую действительность, которая пришла после распада СССР. Оборотная сторона того же процесса – это метафорические картины, представляющее собой отдельную, сильную ветвь современного экранного искусства. По сути своей, это способ восстановить целостную картину мира, апеллируя к вечным ценностям. Самый крупный на сегодняшний автор метафорического кино – драматург и режиссер Василий Сигарев. Его фильмы исполнены особого драматизма, чувства трагичности жизни и смерти: нерв постсоветского времени в нем очень силен. Кроме того, наряду с Борисом Хлебниковым, он один из немногих режиссеров, кто нашел свою тему, и она очень близка мировому кинематографу – это судьба маленького человека, уязвимого, не успешного, и в то же время стойкого, способного перенести множество несчастий. Тема может быть выражена в его фильмах сложно и символически, а может - просто и трогательно, как в картине «Стране Оз». 

Продолжительность занятия: 90 мин. 

Цена билета на одну лекцию - 200 руб. 



Лидия Кузьмина – киновед, кинокритик. Окончила исторический факультет МГУ и сценарно- киноведческий факультет ВГИК. Автор статей по проблемам современного российского кино и истории «новой драмы» в кино, постоянный автор журналов «Искусство кино» и «Киноведческие записки», научный сотрудник Музея кино. 

16+
  



П о д п и с а т ь с я   н а   р а с с ы л к у


Дорогие друзья!
Добро пожаловать на новый сайт Музея Кино.

Мы постарались сделать его интересным и удобным, и продолжаем над этим работать. В ближайший месяц здесь будут появляться новые разделы и материалы. Если у Вас появятся какие-то предложения и идеи по сайту, будем рады их получить.

Ваше имя *
Email *
Ваши предложения *