«Сон в летнее утро» (1989, реж. Ф. Бондарчук)


Читайте и смотрите онлайн!

17/01/2021 — 31/12/2024


Читайте и смотрите онлайн!

17/01/2021 — 31/12/2024
Рубрика «Ты помнишь, как всё начиналось…»
В рубрике «Ты помнишь, как всё начиналось…» об учебном фильме Фёдора Бондарчука «Сон в летнее утро» (1989) рассказывает киновед Нина Цыркун: 

Дрим-трип 
Свой первый полнометражный фильм «9 рота» Федор Бондарчук посвятил отцу. Это был довольно рискованный шаг: сын как будто ставил себя на одну доску с прославленным режиссером, человеком с мировой славой, которую ему принесли в первую очередь военные фильмы – «Война и мир» и «Ватерлоо». Дебютант отважился на этот шаг не потому, что хотел напомнить, чей он сын, а потому что подчеркивал: я знаю, какая дистанция нас разделяет, но я буду стараться стать достойным великого Сергея Бондарчука. «9 рота» задумывалась как ремейк фильма «Судьба человека», снятого отцом, только на материале чеченской войны. Но обстоятельства сложились так, что действие переместилось в Афган. А в случае с вгиковской работой «Сон в летнее утро», мне кажется, автор намеренно назвал картину именно так, перефразируя название комедии Шекспира («Сон в летнюю ночь»): не намек ли это на экранизацию шекспировского «Отелло», на съемках которой в 1955 году встретились, чтобы никогда не расставаться, его родители? И не зря же его герой с именем Федор в вгиковской короткометражке носит футболку с изображением Шекспира. Впрочем, эпиграфом к «Сну…» можно поставить слова одного героя из «Сна в летнюю ночь»: «Безумные, любовники, поэты — все из фантазий созданы одних». 

Других отсылок к Шекспиру сюжет фильма Федора Бондарчука не несет. Скорее режиссер (он же автор сценария) вместе со своей командой однокашников, с которыми будет работать и дальше, декларирует свое пристрастие к кинематографу, которым были заворожены, пожалуй, все молодые кинематографисты на рубеже 80-х- 90-х. Во-первых, то была французская «новая волна» и в первую очередь дебютный фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». Во-вторых, новый киноязык в его клиповой форме, быстро усвоенный и освоенный начинающими кинематографистами. Для них уже не существовало формальностей – главное, заняться делом, причем так, как сам этого желаешь. И Федор Бондарчук даже диплом не стал получать, а занялся организацией продюсерской компании «Art Pictures Group», из которой вскоре выросла кинокомпания «Art Pictures Studio». И вот отвязная камера Михаила Мукасея летает, где хочет, меняет ракурсы и точки съемки, берет сверхкрупный план и резко взмывает вверх… Но главное – двадцатидвухлетний автор уловил тот ветер свободы, который остро ощущался на рубеже десятилетий, и в то же время почувствовал и передал ноту трагизма в смене эпох, которая прозвучала в финале его фильма. 

Студент Федор, главный герой «Сна…» не угоняет чужие автомобили, как годаровский Мишель Пуакар, но тоже занимается незаконным делом – махинациями с валютой, меняет рубли на доллары. Действие происходит в тот момент, когда и статью-то соответствующую из уголовного кодекса вот-вот исключат, но пока за нее грозит серьезный срок. Федор и без того чувствует себя как в клетке. Устал он от запретов, «от Сталина, Брежнева и Горбачева», воздуха нет, а ему жить хочется, вот и все. Ну почему нельзя купить билет и уехать куда-нибудь, в Париж, например. Просто посмотреть, погулять, навсегда уезжать он не собирается – пусть здесь грязно и похоже на бардак, но это родной дом… И этим он делится со своей подругой, которую «может быть, любит» - реальность и кино, реальность и сон сливаются воедино – через пару лет Федор и Лиза, то есть, Бондарчук и Светлана Рудская, сыгравшая Лизу, зарегистрируют брак. Как когда-то Бондарчук-старший и Ирина Скобцева, чья любовь зародилась на съемочной площадке их первого совместного фильма… 

Не странно ли, что в жизни все получилось по задуманному, а в кино не совсем. Будто судьба стоит у тебя за плечами, отслеживает каждый шаг, и можно увидеть Париж, а потом вдруг нелепо поскользнуться… 

Приятного просмотра! 


Проект организован при поддержке Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова. 

18+