Праздник Иванова дня (Juhannus) в финском кино


Читайте онлайн!

18/06/2020 — 31/12/2024


Читайте онлайн!

18/06/2020 — 31/12/2024
Рубрика «Рекомендации от Кураторов киноклубов Музея кино»
Каждый год, в первую субботу после 19 дня первого месяца лета (в этом году это 20 июня) в Финляндии отмечают Юханнус (Juhannus) или Иванов день. О празднике и его отражении в финском кино рассказывает киновед, куратор киноклуба Музея кино «Дрейфующая Скандинавия» Кристина Иванникова: 

«Старая финская поговорка гласит: «финское лето короткое, зато малоснежное». Из-за сурового климата лето здесь встречают и ждут с особым предвкушением. А праздник летнего солнцестояния – Иванов день или Юханнус, который знаменует период потепления и долгожданных отпусков, сдержанные финны проводят с особым размахом: с песнями, плясками на природе и с обязательным походом в сауну. В этот день закрывается буквально всё: магазины, рестораны, музеи – и вся страна словно затихает и погружается в самобытный и магический мир. Юханнус – главный народный праздник имеет древние карельские корни и тесно связан с культом финского божества огня – Укко. Считается, что в эту короткую ночь вся нечисть выходит на землю, а финны, спасая себя от воздействия злых сил, разжигают костры из старых деревяшек, чтобы огонь как можно выше поднялся к небесам и пытаются отпугнуть духов шумным празднеством. В старину на Иванов день устраивались различные гадания и языческие ритуалы, знаменующие собой, как очищение от старых невзгод, так и ожидания предсказаний будущего. 

Не удивительно, что этот праздник играет важную роль в финских фильмах, которые с особым трепетом пытаются передать атмосферу беззаботных теплых деньков и рассказать страстные любовные истории. 

Особенно это ощущается в лентах, предшествующих «новой финской волне», в 50-ые годы, в которых на фоне летних пейзажей, солнечной природы и вечерних танцев не редко происходили случайные встречи и мимолетные любовные романы. Беспокойная природа порой напоминает, что это спонтанное чувство может быть конечно, как и костер, который догорает у палатки молодых влюбленных. Один из первооткрывателей эротической драмы – Матти Кассила в фильме «Лазурная неделя» (Sininen viikko, 1954), опираясь на шведский роман Ярла Хеммера 1928 года не показывает Юханнус, но передает сопутствующую атмосферу. 

"Сейчас «Ночь или день?» ", - спрашивали герои одноименной картины (Yö vai päivä, 1962) известного представителя «новой финской волны» - новатора Ристо Ярвы, совместившего в своей работе черно-белые и цветные кадры. Уже в своей дебютной ленте Ярва с доброй иронией смотрит на финское общество и традиции. Группа исследователей из Юнеско приезжают в Финляндию для изучения древней культуры и обрядов коренных народов, окунаясь в финале в упоительное празднование Иванова дня. По ходу фильма границы ночи и дня, света и сумерек, сна и бодрствования, истины и воображения стираются. 

C новой силой Юханнус вернулся на экраны в 80-ые годы, когда известные классики финского кино решили оживить популярные финские жанры, имевшие успех у финской публики – сельская мелодрама, фарс и военный эпос. Эдвин Лайне, автор двух самых известных национальных военных фильмов «Неизвестный солдат» и «Здесь под полярной звездой» возвращается к традиции сельского фарса в 1983 году с комедией «Как найти жену фермеру» (Akaton mies). После того, как у холостяка из Виитаниеми сгорает сарай, он решает вместе со своими друзьями-холостяками найти жену, написав об этом в газету под псевдонимом. Но именно после шумного Юханнуса, который герой проводит в хмуром и сильно опьяненном состоянии, не желая танцевать, веселиться и гадать на суженую, жизнь Уто резко меняется. 

В финском кино тех лет нашлось место и умопомрачительным летним танцам. До сих пор мало кому удавалось переплюнуть Маркку Пёлёнена и его ностальгический танго-фильм «Земля счастья» (Onnen maa, 1993) – ода сельским историям, теряющим в те годы свою популярность. Слова становятся лишними, когда двое незнакомых людей сливаются в потрясающем и головокружительном финском танго, даже не подозревая, чем эта мимолетная встреча может закончиться. 

Сегодня атмосфера празднования Юханнус не редко помогает стилизовать прошлое и наделять сюжеты дополнительными смыслами. Первый игровой фильм документалиста Висы Койсо-Канттилы «Звездные мальчики» (Kaiken se kestää, 2018) вырос из личных детских переживаний самого автора. Рассказ ведется от лица двух мальчишек, которые становятся невольными свидетелями сексуальной революции и вседозволенности, ворвавшейся в общество 70-х годов и разрушив их семьи. Выстраивая фильм, режиссер неспроста обрамляет историю двумя большими праздниками. Первые тревожные сигналы — измены родителей происходят в Рождественский сочельник. И достигают своей точки кипения как раз на Юханнус (одно из названий kesäjoulu - летнее Рождество). Во время буйного веселья, дети не в силах больше терпеть происходящего. На фоне горящего костра они садятся на надувную лодку, полные решимости плыть в неизвестность. 

Один из самых ярких кинофестивалей Финляндии The Midnight Sun Film Festival (Кинофестиваль «Полночное солнце») тоже проходит близко к Юханнусу и привлекает огромное количество настоящих ценителей искусства и круглосуточного кино. Жители со всех концов Финляндии и других стран традиционно съезжаются на этот фестиваль, чтобы как минимум на неделю перепутать день с ночью и полностью погрузиться в мир грез в преддверии празднования самой короткой ночи в году». 

Многие из вышеперечисленных фильмов можно найти в открытом цифровом киноархиве https://elonet.finna.fi/ (на финском языке)

18+