Волейбол на Сретенке


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Вход по билету в Музей кино. Схема проезда

22/03 — 9/07/2019


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Вход свободный. Схема проезда

22/03 — 9/07/2019
Временная выставка

КУПИТЬ БИЛЕТ НА ВЫСТАВКУ

Музей кино представляет авторский проект сценариста, писателя и художника Ануш Варданян* «Волейбол на Сретенке». Проект посвящен одной из композиций Юрия Визбора поэта, музыканта, драматурга, актера и журналиста, одному из множества потрясающих сюжетов, запрятанных в нежных, полных любви и светлой грусти песнях. 

«А помнишь, друг, команду с нашего двора,
Послевоенный - над веревкой - волейбол,
Пока для секции нам сетку не украл
Четвертый номер - Коля Зять, известный вор».

Так начинается «Волейбол на Сретенке». Сейчас эта песня исполняется нечасто, и известна она лишь любителям бардовской песни и знатокам творчества Юрия Визбора. Практически речитатив, без особенных лирических оборотов, эмоционально подстегивающих метафор. Рассказ о ребятах из двух враждующих дворовых команд, решавших в волейбольных баталиях сложные, отнюдь не детские конфликты. Стремительно взрослеющие подростки послевоенной Москвы, они готовятся ворваться в настоящую большую жизнь, а пока играют в волейбол… Эту песню автор проекта впервые услышала два года назад и была поражена тем обстоятельством, что за считанные минуты «посмотрела» потрясающее кино – дворовую сагу с множеством персонажей и запутанными, порой противоречивыми взаимоотношениями. Перед Ануш Варданян как перед сценаристом был готовый синопсис, который просился быть воплощенным в сценарии и на экране. Однако так сложились обстоятельства, что замысел Ануш был воплощен не в фильме, а в живописных произведениях в стиле наив, своеобразных иллюстрациях к каждому сюжетному ходу ее сценария, которые стали основой выставки в Музее кино. Экспозицию выставки органично дополнили предметы быта 40-50-х годов из собрания Музея кино.

Как пишет автор «Задача сценариста – рассказать интересную, затрагивающую чувства и разум зрителя историю. И неважно, о современности ли сюжет, или об ушедших временах. Задача сценариста – говорить о людях. Когда говоришь о подростках, невольно вспоминаешь собственное отрочество. Да, конечно, я росла в другие времена, но, думаю, что всех детей во все времена объединяет умение надеяться на невероятные приключения впереди, на удивительное счастье. И, конечно, жажда жизни, желание изменить эту жизнь. Чем же поколение Юрия Визбора, описанное в песне, отличается от меня - подростка или от нынешних ребят? Думаю, что ничем. Вот об этом и хотелось «снять» свое кино. В детстве много пронзительного, цвета кажутся яркими, и даже темнота гуще и страшней. Слезы крупнее и смех звонче. 

В своих картинах я рассказала лишь послевоенную историю «Волейбола на Сретенке», иначе мой проект, даже в таком виде, стал бы настоящим сериалом. Однако, мелодия припева готовит слушателя к будущим нелегким уделам героев песни, автор чувствует и себя, и своих друзей «лишними людьми»: 

Визбор подробно расскажет о каждом, и окажется, что истории нескольких мальчишек, игравших в волейбол на Сретенке, это и есть биография страны»

*Варданян Ануш Рубеновна - сценарист, писатель, художник. Автор трех десятков сценариев сериалов и кинофильмов, среди которых: «Демон революции» (реж. Владимир Хотиненко, 2017), «Василиса» (реж. Антон Сиверс, 2013), «72 часа» (реж. Кира Ангелина, 2016), «Обратное движение» (реж. Андрей Стемпковский, 2010), «Стритрейсеры» (реж. Олег Фесенко, 2008).

0+