Утомленные боги Лукино Висконти


Москва, проспект Мира, 119, павильон № 36, Образовательный центр. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Стоимость лекции: 200 руб. Схема проезда

28/03/2020


Москва, проспект Мира, 119, павильон № 36, Образовательный центр. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Вход свободный. Схема проезда

28/03/2020
Цикл лекций «Боги и Монстры: золотой век итальянского кино»
Лукино Висконти принадлежит к старинному аристократическому роду, увековеченному Данте в его «Божественной комедии». Его предки были тиранами, воинами и завоевателями, а Лукино стал первым, кто после падения Муссолини, после освобождения от казенщины и пустого гламура кинематографа «белых телефонов», вернул экрану истинную красоту - не как декоративный фон, а в драматическом единстве с чувствами и судьбами своих персонажей. Саморазоблачение игры в сверхчеловека в «Гибели богов», разлад искусства и жизни в «Смерти в Венеции», патология семейной драмы в «Рокко и его братьях», неожиданный лиризм «Леопарда» и готовность понять новый мир в «Семейном портрете в интерьере» - все это разные способы решать его главную задачу: рассказывать о живых людях.

Продолжительность занятия: 90 мин.



Нина Цыркун – доктор искусствоведения, автор книг и многочисленных статей по истории и современному кино России и Америки, научный сотрудник Государственного центрального Музея кино, обозреватель журнала «Искусство кино» и сайта kinoart.ru, член международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ и член жюри международных кинофестивалей.

Цикл лекций приурочен к знаменательной дате – 100-летию со дня рождения великого итальянского режиссера Федерико Феллини – и посвящен интеллектуальному авторскому итальянскому кино. В первое полугодие 2020 года слушатели цикла познакомятся с творчеством Федерико Феллини, Лукино Висконти и Микеланджело Антониони. Во втором полугодии (начиная с сентября) слушателей ждут лекции о Пьере Паоло Пазолини и двух культовых направлениях итальянского кино: спагетти-вестерне и фильмах джалло. 

Расписание занятий:

Федерико Феллини был и остается одной из самых замечательных фигур мирового кинематографа. В чем секрет загадочной магии его фильмов? Почему они не устаревают с годами, не теряют своей притягательной силы? Может быть потому, что он был уверен: человек не изменился за последние три-четыре тысячи лет, и его мучит тот же страх перед жизнью, что и всегда. Автора «Белого шейха», «8½», «Ночей Кабирии», «Джульетты и духов» влекло «сладкое чувство страха» – по его словам, необходимое, чтобы наслаждаться жизнью. А готовность встретиться с чем-то невиданным, волшебным, давало ему силу восхищаться тем, что открывает потаенные стороны реальности, и переносить это восхищение на кинопленку. 

Фантазии, сновидения были для Федерико Феллини большей реальностью, чем сама реальность. Любимым героем он называл мультипликационного Кота Феликса и всегда мечтал познакомиться с героем комиксов Флэшем Гордоном. В фантазиях подростка женщина представала в образе великанши. Тем более, что фантазия подогревалась запретами католических священников, толковавших о греховности плотских удовольствий. Плод этой фантазии – гротескные фигуры Сарагины в «Восьми с половиной», Лисички и Табачницы в «Амаркорде». Вместе с ними в фильмах режиссера живут хрупкие, нежные Джельсомина и Кабирия, которых сыграла самая любимая и близкая ему женщина – Джульетта Мазина. А вот хвастовство победами над множеством женщин было ему противно, и он заклеймил его в пародийном образе «латинского любовника», не пощадив даже народного героя Казанову. 

28 марта, 17.00 «Утомленные боги Лукино Висконти» 
Лукино Висконти принадлежит к старинному аристократическому роду, увековеченному Данте в его «Божественной комедии». Его предки были тиранами, воинами и завоевателями, а Лукино стал первым, кто после падения Муссолини, после освобождения от казенщины и пустого гламура кинематографа «белых телефонов», вернул экрану истинную красоту - не как декоративный фон, а в драматическом единстве с чувствами и судьбами своих персонажей. Саморазоблачение игры в сверхчеловека в «Гибели богов», разлад искусства и жизни в «Смерти в Венеции», патология семейной драмы в «Рокко и его братьях», неожиданный лиризм «Леопарда» и готовность понять новый мир в «Семейном портрете в интерьере» - все это разные способы решать его главную задачу: рассказывать о живых людях. 

Великий итальянский режиссер Лукино Висконти хотел, чтобы о нем говорили: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди». В этот список можно добавить много других имен – от Стендаля до Достоевского, от Вагнера до Малера. Мировая культура была для Висконти естественной средой обитания. И он всем своим существом ощущал, как она разъедается микробами губительной эпидемии, проникшими даже в самых утонченных ценителей культуры. Один из симптомов этой болезни - смешение трагического и смешного. Как актуально это сегодня! Дьявол-искуситель в фильме «Смерть в Венеции» по повести Томаса Манна является в виде убогого провинциального «стилиста», обещающего герою новую молодость, а она трескается под лучами теплого солнышка, оставляя на лице грязные разводы. 

«Когда я не знаю, чем заняться, я обычно начинаю смотреть. В этом деле тоже есть своя техника…», - говорил Антониони. Достаточно было ему увидеть незнакомца, выходившего из здания кегельбана, в дело вступали интуиция и фантазия, и в результате появлялся очерк будущего фильма. Из таких наблюдений рождались «Ночь», «Затмение», «Профессия: репортер», «Красная пустыня», «Забриски пойт» или «Фотоувеличение», фильмы про отчуждение и некоммуникабельность, что так органично играли Ален Делон и Моника Витти, Джек Николсон и Жанна Моро, Марчелло Мастроянни и Ванесса Рейдгрейв. Благодаря фильмам Антониони эти затянувшиеся болезненные состояния на десятилетия стали самой модной темой для обсуждения в среде интеллектуалов во всем мире. 

16+