Диалог культуры в фильмах Тарковского и вокруг них


Москва, проспект Мира, 119, павильон № 36, Образовательный центр. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Стоимость лекции: 200 руб. Схема проезда

11/01/2020


Москва, проспект Мира, 119, павильон № 36, Образовательный центр. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Вход свободный. Схема проезда

11/01/2020
Цикл лекций «Лаборатория. Вселенная Тарковского»

Тарковский создал в своих фильмах «хронотоп диалога культуры»: в сюжеты и изобразительный ряд его фильмов включены многочисленные артефакты, перекликаются произведения классической живописи разных эпох и стран, поэзии, музыкальные лейтмотивы. В наши дни этот диалог вышел за пределы фильмов Тарковского и преобразовался в диалог мировой культуры с самим режиссером, материализовался во множестве посвященных ему произведений живописи, музыки, книг и театральных пьес, есть даже созданные по мотивам его фильмов витражи и балеты. Тарковский задавал вопросы – ему отвечает современное искусство. Хронотоп диалога культуры продолжается. 

Продолжительность занятия: 90 мин. 



Дмитрий Салынский – искусствовед, кинорежиссер, сценарист. Родился в 1949 году. Окончил отделение истории и теории искусств исторического факультета МГУ, режиссерский факультет ВГИК. Кандидат искусствоведения, доцент ВГИК. Трижды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. Ведущий редактор журналов «Видео- Асс» и «Киноведческие записки». Известный в мире специалист по изучению творчества Андрея Тарковского, автор книг «Киногерменевтика Тарковского», «Фильм Андрея Тарковского “Солярис”. Материалы и документы». Фрагменты книг, статьи и выступления Д.Салынского опубликованы в Бразилии, Японии, Германии, Греции, Румынии, Польше. 

Занятия будут проходить в форме семинаров с вводными сообщениями по каждой теме обсуждения. Приглашаем всех, кому интересно творчество Тарковского. Возраст, профессия и уровень образования не имеют значения. Важна ваша увлеченность темой. И еще – умение слушать и доброжелательно обсуждать любые мнения. 

Фильмы Андрея Тарковского до сих пор остаются самыми загадочными в мировом кино. Авторы нескольких тысяч статей и книг в разных странах размышляют об их смысле и о том, как они сделаны. Участники «Лаборатория Тарковского» в Музее кино будут строить собственные версии и обсуждать самые разные трактовки картин великого режиссера, размышлять об их значении, структуре, стиле, сопоставлять образы Тарковского с идеями других крупных режиссеров и заметными явлениями культуры. 

Расписание занятий:

11 января, 17.00 «Диалог культуры в фильмах Тарковского и вокруг них» 
Тарковский создал в своих фильмах «хронотоп диалога культуры»: в сюжеты и изобразительный ряд его фильмов включены многочисленные артефакты, перекликаются произведения классической живописи разных эпох и стран, поэзии, музыкальные лейтмотивы. В наши дни этот диалог вышел за пределы фильмов Тарковского и преобразовался в диалог мировой культуры с самим режиссером, материализовался во множестве посвященных ему произведений живописи, музыки, книг и театральных пьес, есть даже созданные по мотивам его фильмов витражи и балеты. Тарковский задавал вопросы – ему отвечает современное искусство. Хронотоп диалога культуры продолжается. 

08 февраля, 17.00 «Образцы» 
Стиль Тарковского индивидуален, непохож ни на что другое, и тем не менее можно найти его истоки в мировом кино. Легко сопоставить яблоки в «Земле» Александра Довженко и «Ивановом детстве» Тарковского, и сам режиссер называл Довженко своим учителем, но есть и менее очевидные, совершенно неожиданные параллели с «Судьбой человека» Сергея Бондарчука и фильмами Сергея Эйзенштейна, о которых он всегда отзывался неодобрительно. Живописные отсылки ведут от фильмов Тарковского к картинам не только Питера Брейгеля, Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера, но и Григория Сороки, Алексея Венецианова, Сальвадора Дали. 

07 марта, 17.00 «Развитие идей» 
Кто из современных отечественных и зарубежных режиссеров – европейских, американских и корейских – действительно следует Тарковскому? Кто развивает отдельные мотивы его творчества? Кто дискутирует с ним? Подражать Тарковскому легко, но следовать ему трудно. Чем подлинный стиль фильмов Тарковского отличается от «тарковщины»? Где спрятана тайна его фильмов – в стилистике или философии? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти, рассмотрев фильмы таких мастеров, как Александр Сокуров, Константин Лопушанский, Теренс Малик, Ларс фон Триер, Ким Ку Дук. 

К творчеству крупнейших мастеров искусства неприменимы такие понятия, как влияния или заимствования, скорее тут перекличка идей, витающих в воздухе. Тем более, когда речь идет о символике, вечной, но которую каждый мастер пересоздает на свой лад. Какое эхо фильмов Луиса Бунюэля «Андалузский пес», «Назарин» и «Скромное обаяние буржуазии» звучит в «Ностальгии» и «Жертвоприношении» Тарковского, и как отзываются там же ленты Ингмара Бергмана «Земляничная поляна», «Персона», «Сквозь тусклое стекло»? 

Как распределить сюжет в пространстве фильма? Как ввести в фильм хроникальные мотивы, дыхание подлинной жизни? Эти вопросы волновали режиссеров той эпохи, когда Тарковский вошел в кинематограф, и его ответы в чем-то совпадают, а в чем-то спорят с ними. В 1964 году Тарковский в жюри Венецианского фестиваля голосовал за приз «Красной пустыне» Микеланджело Антониони. Как отзвуки этого фильма звучат в «Зеркале», а эхо фильмов «Блоу-ап» и «Забриски-пойнт» – в «Жертвоприношении»? На чьи вопросы должна была отвечать Мать в этом фильме Тарковского, и с кем говорят персонажи лент Годара «Маленький солдат» и «Безумный Пьеро» – с партнерами или зрителями? 

16+